МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

145 тельность, хозяйственность и мечтательность. Кроме того, внутренняя речь, «изо- лированная» от внешнего мира, индивидуализируется, замыкается в рамках пони- мания самого себя. Определенные слова могут порождать личные, недоступные читателю ассоциации, из которых формируется новая мысль, иногда логически не связанная с предыдущей только потому, что отсутствует «незримая» ассоциатив- ная нить. И данный монолог Левина, представляющий набор алогичных размыш- лений, является примером индивидуализации внутренней речи. Итак, начиная с самых первых творческих экспериментов в области лите- ратуры, у Толстого определяются основные, значимые художественные прие- мы, которые позже не раз использовались писателем и были доведены до со- вершенства, иногда видоизменяясь в деталях, но сохраняя свою основную форму. Одним из таких непрерывно развивающихся приёмов является внутрен- няя речь, выражающая недоступный внешнему миру поток сознания и обнажа- ющая душу героев произведения. Максимально точная, детальная интерпре- тация «беззвучной речи» в художественных текстах стала результатом глубо- кого и проницательного самоанализа и наблюдения писателя за окружавшей его реальностью. Литература 1. Виноградов, В. В. О языке Толстого. 50–60 годы / В. В. Виноградов. – М., 1939. 2. Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год / Н. Н. Гусев. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. 3. Лев Толстой и В. Стасов. Переписка 1878–1906 г. – М., 1928. 4. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Ху- дож. лит., 1978–1985.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=