МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

144 Именно такими словами можно охарактеризовать первые попытки Толстого в «изображении» внутренней речи его персонажа в рассказе «История вчераш- него дня». Так называемый «неслышный разговор» между главным героем и хозяйкой дома представляется затянутым; отсутствует характерная для внут- ренней речи динамика и текучесть чувств и тайных мыслей персонажа. Кроме того, из-за структурированности и чёткой оформленности данный монолог больше напоминает внешнюю речь: « Она. Я знаю, зачем вы повторяете то, что уже сказали: вам неловко быть одному, и вы видите, что мне неловко, — так чтобы казаться нам занятыми, вы заговорили... Я. Это правда, ваше за- мечание верно, но я не знаю, отчего вам неловко; неужели вы думаете, что ежели вы одни, то я стану вам говорить такие вещи, которые будут вам не- приятны? » [4, с. 348]. В процессе работы над своими произведениями, Толстой продолжает со- вершенствовать внутренние монологи своих персонажей. Проходит небольшой промежуток времени, и уже в рассказе «Два гусара», написанном в 1856 году, меняется толстовский способ «изображения» мыслей и скрытых чувств. При- мером может послужить эпизод, описывающий состояние Ильина после кар- точного проигрыша. Здесь уже проявляется писательское мастерство в переда- чи динамики и быстроты мыслей в голове у персонажа; при смене обстановки одно чувство переходит в другое, одна мысль вытекает из другой, переходит в третью, а затем возвращается к порождающей: « Что теперь я буду делать? – рассуждал он. – Занять у кого-нибудь и уехать». Какая-то барыня прошла по тротуару. «Вот так глупая барыня, – подумал он отчего-то. – Занять-то не у кого. Погубил я свою молодость»... Какой-то господин в медвежьей шубе проехал, будочник стоит. «Что бы сделать такое необыкновенное? Выстре- лить в них? Нет, скучно! Погубил я свою молодость... » [4, с. 245]. Кроме того, меняется и синтаксическая структура внутренней речи – проявляется харак- терная обрывистость и фрагментарность. Предложения не связаны между со- бой; каждый раз под воздействием нового впечатления образуется мысль, кото- рая сменяет предшествующую. С помощью таких скачков с одной мысли на другую Толстому удаётся передать скорость смены образов, чувств и мимо- летных восприятий. Лев Николаевич, изображая внутреннюю жизнь героев произведений, стре- мился не только выразить результаты сложного психического процесса форми- рования мысли, но и передать все, казалось бы, незначительные переходы и от- тенки чувств и душевные колебания, которые, в свою очередь, становились ос- новой «диалектики души» толстовских персонажей. Именно в тайных рассуж- дениях раскрывается настоящее лицо героев произведений, их страхи, волнения и переживания. Так, например, в романе «Анна Каренина» во внутреннем мо- нологе Левина встречаются абсолютно разные и несвязанные между собою мысли: сначала Левин рассуждает о «теплоте и электричестве», затем о связи сил природы, после чего, рисуя в голове вымышленную ситуацию, переключа- ется на размышления о своем хозяйстве и будущей жене. В этом внутреннем разговоре обнаруживаются составляющие характера Константина – любозна-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=