МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

143 А. В. Орехова, факультет русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Романов ЭВОЛЮЦИЯ ПРИЕМА ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ПЕРСОНАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО Лев Николаевич Толстой – великий философ, мыслитель, педагог и писа- тель, не прекращавший движение к совершенствованию своих произведений на протяжении всего творческого пути. Именно поэтому изменения в стиле, приё- мах, тематике и т. д. являются характерной чертой для его писательской дея- тельности. С одной стороны, незначительные, с другой – ярко выраженные из- менения свидетельствуют о развитии или эволюции его таланта. Одна и та же особенность, использованная Толстым на разных этапах творчества, со време- нем преобразуется, приобретает большую точность и мастерство передачи. Первым серьёзным шагом Толстого в писательский мир становится рас- сказ «История вчерашнего дня», созданный в 1851 году. «История» представля- ет произведение совершенно сырое, с большим количеством незрелых художе- ственных особенностей, которые позже Толстой не использовал в своём твор- честве. Среди них можно отметить длинные отступления, рассуждения героя, сравнения, которые несколько выбиваются из общей картины. Однако уже в этом же рассказе появляются «зародыши» характерных толстовских приёмов, которые проходят нитью через всё творчество писателя, начиная от самых ран- них произведений и заканчивая поздними. Одним из таких приёмов является «внутренняя речь», в передачи которой Толстой впоследствии сделался «вели- ким мастером». Внутренние монологи использовались Толстым не случайно. Они стали результатом глубокого познания и самоанализа, которые были свой- ственны писателю уже с ранних лет. Толстому всегда был интересен не столько результат психического процесса, сколько стадии развития и перехода одних чувств и переживаний в другие. Внутренняя речь или внутренний монолог – поток сознания, включающий в себя смену тайных мыслей и сокровенных чувств, невоспроизводимых во внешнюю среду. Характерной чертой внутреннего монолога является синтак- сический строй – чаще всего эллиптический, обрывочный и местами несвязан- ный. Индивидуальное своеобразие, неправильность, случайность и незавер- шенность – то, к чему стремился Толстой при создании внутренних разговоров персонажа, пытаясь максимально приблизить литературную интерпретацию к психическому процессу. Однако мастерство приёма внутренней речи оттачи- валось писателем на протяжении всего творческого пути. Как было отмечено художественным критиком В. В. Стасовым « у ... Льва Толстого, достигшего в мо- нологах большего, чем весь свет, иногда встречаются (хотя редко) тоже неудо- влетворительные монологи, немножко правильные и выработанные » [3, с. 38].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=