МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

140 Е. С. Майзнер, факультет русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого, магистратура, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Красовская НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА «НАРОДНЫХ РАССКАЗОВ» Возникновению «народных рассказов» способствовала историческая об- становка, сложившаяся в 60-е годы XIX в. в России. В литературных кругах шли горячие дискуссии на тему народного образования и подъема националь- ной культуры. Л. Н. Толстой в статье «О народном образовании» утверждал, что необходимо создавать народные школы. Он также считал, что надо найти литературу для народа, книги, которые будут представлять проблемы морали и религии. Лев Николаевич решил не создавать литературу низкого качества и пишет произведения для народа [О народном образовании, 1861]. «Народные рассказы» Л. Н. Толстого представляют собой небольшие по объему произведения, написанные простым и доступным языком, который по- нятен любому малограмотному человеку. При их создании писатель отказался от сложных синтаксических конструкций, которые затруднили бы восприятие текста. Стиль рассказов отличает простота, искренность, выразительность. Несмотря на то, что произведения объединены в один цикл, они довольно разнообразны по жанровой структуре. В них можно выделить легенды, пропо- веди, сказы, сказки. Также можно отметить слияние жанров в некоторых «народных рассказах», например, в произведениях «Чем люди живы», «Где лю- бовь, там и Бог», «Три старца», «Два старика», «Свечка». [Особенности жанро- вой поэтики «народных рассказов» Л. Н. Толстого]. «Народные рассказы» написаны общедоступным языком с примесью пос- ловиц, поговорок, чем быстро завоевали любовь и доверие публики. Тексты «рассказов» содержат большое количество диалектной лексики, но включение ее в тексты неоднородно. Например, отсутствуют диалектные элементы в под- писи к картине Ге (Тайная вечеря»), а также в проповедях: «Искушение Госпо- да нашего Иисуса Христа», «Нагорная проповедь», «Страдания Господа нашего Иисуса Христа». Проповедь не предполагает включение крестьянского разго- ворного слова, так как содержит воспитательный потенциал и направлена на провозглашение духовно-нравственных ценностей, призвана формировать нравст- венную культуру. В то же время «народные рассказы» Толстого, написанные в жанре сказа, являются самыми насыщенными диалектными элементами по сравнению с остальными произведениями вышеуказанного цикла. Одной из главных осо- бенностей жанра является повествование от лица рассказчика, чаще всего чело- века из народа, его речь – устная разговорная, насыщена простыми крестьян- скими словами, диалектными элементами. С другой стороны, одной из харак-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=