МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

138 – Алеб , друг любезный, потрудись ты, поймай осторожно лучшего барана с крутыми рогами и подержи его [3, с. 74]. В рассказе «Свечка», помимо номинации имени, появляются сочетания типа «имя + отчество». Отметим, что автор использует уменьшительно-ласкательную форму имени Миша , что говорит о его положительном отношении к герою: – Друг ты мой, Мишенька , – говорит, – для великого дня, праздника гос- подня, не греши ты ради Христа, отпусти мужиков [3, с. 58]; – Нет, Михайло Семеныч , Петра не ругается. – Ну что, мол, поставил мужиков на пахоту? [3, с. 60]; – Поставил, Михаил Семеныч [3, с. 62]. Такие синтаксические конструкции применяются при обращении к хорошо знакомым людям (Жанна, Алеб) , к взрослому человеку официальное обраще- ние предполагает называние по имени и отчеству ( Михаил Семенович ). Неред- ко при обращении к хорошо знакомым и близким людям встречаются формы с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Такие обращения несут в себе, как правило, положительные коннотации и используются говорящими в ин- тимно-дружеских либо семейных отношениях (Мишенька) . Среди обращений, выявленных в рассказах Л. Н. Толстого, отдельно выде- ляются обращения к лицам, характеризующие отношения между коммуникан- тами. Например, в рассказе «Бедные люди» Жанна обращается к своей соседке не по имени, а использует форму соседка, что свидетельствует о соответству- ющих пространственных отношениях между коммуникантами: – Эй, соседка ! – крикнула Жанна [3, с. 105]. В рассказе «Вражье лепко, а божье крепко» встречается номинация « брат- цы» – существительное, используемое для того, чтобы акцентировать единство, близость героев, отношение говорящего к своим собеседникам: – Напрасно хвалитесь вы, братцы , добротою господина нашего [3, с. 76]. В рассказе «Свечка» присутствуют такие обращения, как народ, братцы, молодец. Лексемы народ и братцы призваны привлечь внимание собеседников к говорящему, а в лексеме молодец заложен элемент оценочности, нотка иро- ничности, даже издевки: – Эх, народ! [3, с. 59]; – Грех вы, братцы , великий задумали. Душу погубить – великое дело. Чу- жую душу погубить легко, да своей-то каково? [3, с. 60]; – Ай, молодец , – говорит. – Что ж он зевает-то, не убивает? Видно, руки не доходят? [3, с. 64]. Такие обращения используются для того, чтобы заинтересовать собесед- ника, вовлечь его в диалог. Рассмотренные ранее обращения народ, братцы выполняют функцию привлечения внимания собеседника. Таким образом, выявленные нами в рассказах Л. Толстого обращения за- ключают в себе оценку, несут как смысловую, так и экспрессивно-эмоциональ- ную окраску, свидетельствуют об отношении говорящего к собеседнику. Автор при помощи подобных обращений выражает положительное отношение героев к друг другу.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=