МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

137 Д. В. Овсянкина, филологический факультет ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», IV курс (очная форма обучения) (г. Коломна) Научный руководитель – М. А. Дубова СЕМАНТИКА ОБРАЩЕНИЙ В РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО Обращение относится к тем языковым категориям, изучение которых не потеряло актуальности до сих пор. Эта синтаксическая единица играет важную роль в художественных текстах, участвуя в оформлении индивидуального ав- торского стиля писателя [1, с. 80]. В центре нашего исследовательского интереса находится анализ семантики обращений в рассказах Л. Н. Толстого «Бедные люди», «Вражье лепко, а божье крепко» и «Свечка». Анализ научной литературы показал, что в языкознании нет единого мне- ния насчет семантики обращений. Существует несколько классификаций, в ос- нове которых лежат семантические признаки этой синтаксической конструк- ции. Однако, несмотря на различия, во всех них выделяется группа обращений к лицам [1, с. 80]. Выбранные нами для анализа рассказы объединяет нравственная проб- лематика. Основная идея рассказа «Свечка», по сути, выражена во фразе «Не в грехе, а в добре сила божья» [3, с. 56]. Рассказ «Вражье лепко, а божье крепко» также повествует о том, что добро связано с богом сильнее любых ухищрений, что истинная вера всегда побеждает злые помыслы [3, с. 70]. Осно- ву сюжета рассказа «Бедные люди» составляет милосердный поступок бедной женщины [3, с. 100]. Исходя из нравственной проблематики произведений, попытаемся рас- смотреть и проанализировать семантику обращений, определяющую, в свою очередь, особенности их стилистического функционирования. Л. Н. Толстой в перечисленных рассказах использует две группы обраще- ний: во-первых, это обращения, номинирующие лицо, названное собственным именем, и, во-вторых, лицо, характеризующееся отношениями между комму- никантами [2, с.13]. Наиболее часто в рассматриваемых нами произведениях Л. Н. Толстого встречается группа обращений со значением лица, названным собственным именем. Думаем, что это связано, прежде всего, с содержанием рассказов, ко- торое предполагает наличие героев, обращающихся друг к другу по имени. Например, в рассказе «Бедные люди» муж героини обращается к ней по имени: – Вот и я, Жанна ! [3, с. 103]; – Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна ? [3, с. 105]. Тот же самый принцип мы наблюдаем в рассказе «Вражье лепко, а божье крепко»:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=