МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

133 происходящего. Для семей же данная ситуация отправления на службу прирав- нивается к настоящей трагедии, ведь из родного дома уходит чей-то брат, муж или единственный сын. Такие моменты происходят и в современных реалиях, когда призывают молодых юношей. Именно поэтому читатель сопереживает персонажам, а слова категории состояние непосредственно помогают точнее передать эмоции и треволнения. Благодаря им, читатель получает возможность не только наблюдать за одним из самых психологически тяжелых моментов в жизни героев, но и сопереживать и сочувствовать персонажам. На основе приёма лингвистического эксперимента мы получили возмож- ность сделать вывод о том, что безусловное предпочтение автор отдаёт ка- чественным словам категории состояния, выражающим душевное и эмоцио- нальное состояние человека: грусть, тревогу, волнение, и группе модальных слов с семантикой долженствования (чаще всего невольное принятие службы), необходимости или оценки различных ситуаций и состояний. Не зря писатель заканчивает рассказ следующими словами: « И подумать, что все это соверша- ется теперь над тысячами, десятками тысяч людей по всей России и совер- шалось и будет долго еще совершаться над этим кротким, мудрым, святым и так жестоко и коварно обманутым русским народом » [3, с. 319]. Литература 1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5–11 кл.: Учеб. для школ и клас- сов с углубленным изучением русского языка / В. В. Бабайцева. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. 2. Виноградов, В. В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособ. / В. В. Виноградов. – М. : Высш. школа, 1986. 3. Толстой, Л. Н. Песни на деревне / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1983. – Т. 14. – С. 315–319. 4. Щерба, Л. В. О частях речи в русском языке / Л. В. Щерба // Избр. рабо- ты по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1957.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=