МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

132 состояние человека ( грустно, горько ), интеллектуальное состояние человека ( интересно, понятно ); 2) модальные, выражающие оценку какого-либо состояния, положения ( хорошо, верно ), временные отношения ( долго, рано ), пространственные отно- шения ( близко, низко ), возможность (невозможность), долженствование, оценка различных ситуаций и состояний ( нельзя, нужно, невозможно ) [1, с. 432]. В плане изучения особенностей функционирования слов категории состоя- ния в рамках художественного текста особый интерес представляет семантиче- ская классификация, которая позволяет выявить и проследить способность слов категории состояния организовывать смысловой центр художественного текста, участвовать в развитии темы и выражении основной мысли. Проиллюстрируем семантические возможности слов категории состояния на основе лингвистического анализа небольшого рассказа Л. Н. Толстого «Пес- ни на деревне», написанного в ноябре 1909 г. в Ясной Поляне под впечатлени- ем от проводов новобранцев 22 октября того же года. Семантико-стилистическая роль слов категории состояния в поэтике этого произведения многопланова. Они, являясь одним из действенных средств уси- ления экспрессии на морфологическом уровне, используются писателем как для изображения внутреннего психологического состояния героев, выраже- ния авторской позиции, так и для описания природных явлений, пейзажа, по- годных условий. Тяготение автора к использованию слов категории состояния в рассказе «Песни на деревне», в основе сюжета которого – судьба молодых ребят, так называемых «песенников», вполне логично и закономерно. Проводы на службу всегда вызывают бурю эмоций и чувств у семей провожаемых на службу юно- шей. Особенно ярко это продемонстрировано в ответных репликах отца, чьего сына провожают в рекруты: «– Что же? жалко? – сказал я. – Что же делать? Жалей не жалей, служить надо» [3, с. 316]; «Жалко-то жалко. А что же поде- лаешь» [3, с. 316]. В приведенном фрагменте мы встречаем сразу несколько слов категории состояния, различных по семантике (качественное «жалко», обозначающее эмоциональное состояние, и модальное «надо», выражающее долженствование). Такой своеобразный прием антитезы здесь не случаен, так как автор противопоставляет в данной ситуации долг и чувства. Ведь отцу дейст- вительно очень жаль отпускать сына из родного дома, но честное имя и долг перед Отечеством важнее. Чувство грусти и тоски разделяют и все жители села: « Но как только подошли к следующему двору, в котором должно было также быть угощение, и остановились, так началось вытье женщин. Трудно было разобрать, что они причитали» [3, с. 316]. Эмоционально напряженная сцена встречи главного героя со старым зна- комым Прокофием. Он смотрит на все происходящее, как на интересную пьесу, но, увидев страдания старика, которому очень тяжело расставаться с сыном, сразу меняет свое отношение к происходящему: « Мне стало мучительно стыдно за то, что я смотрел на это, как на интересное зрелище» [3, с. 318]. Герой испытывает сильное чувство стыда, потому что не осознает всей горечи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=