МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.
130 «Девочка и грибы» – рассказ про двух девочек, собиравших в лесу грибы. Они переходили насыпь железной дороги и услышали шум поезда. Старшая отошла назад, а младшая побежала по рельсам. Только чудом она осталась жива. В этом рассказе безличные предложения передают значение необходимости со- вершения действия: Им надо было переходить через железную дорогу [3, с. 14]. Определенно-личные предложения снова оформляют реплики диалога и главный член выражен глаголом в форме 2 лица, ед. числа, повелит. наклоне- ния, реализуя значение категоричности и побуждения к действию, что, как мы видим, типично для анализируемых рассказов: Старшая девочка закричала сестре: – Не ходи назад! [3, с. 12]. Старшая девочка кричала: – Брось грибы! [3, с. 12]. В этом рассказе встречается единичное употребление неопределенно- личной конструкции, актуализирующей необходимость совершения действия в отвлечении от деятеля: А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге [3, с. 12]. Хочется сказать, что герои Л. Толстого очень храбрые и решительные ребята, они способны на отчаянные поступки, пытаясь добиться определенной цели, и иногда из-за этого попадают в опасные ситуации. Основу сюжета всех рассказов составляют поучительные истории, в раскрытии которых автор прибегают пре- имущественно к определенно-личным и безличным конструкциям, семантика ко- торых соответствует художественной задаче писателя: оформить диалог (опреде- ленно-личные предложения) и раскрыть состояния природы и окружающей дей- ствительности (безличные предложения). При этом встречаются единичные упо- требления номинативных и неопределенно-личных конструкций. В односоставных глагольных предложениях отсутствует подлежащее, что позволяет указать на конкретного деятеля или представить деятеля неопределен- но, обобщенно, а также ввести в семантическую структуру односоставных пред- ложений наглядно-чувственные образы и актуализировать признак (действие, сос- тояние и т. д.) [2, с. 389], как мы это видели в проанализированных рассказах. Лексическое значение слов, выражающих сказуемое, настолько точно, так ярко характеризует действие, что название деятеля становится излишним. Таким образом, семантика и экспрессивно-стилистические возможности односоставных предложений определили их место в синтаксической организа- ции детских рассказов Л.Н. Толстого в соответствии с их содержанием и автор- ским замыслом. Литература 1. Бабайцева, В. В. Односоставные предложения в современном русском языке / В. В. Бабайцева. – М.: Высш. школа, 1968. 2. Лекант, П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке / П. А. Лекант. – М., 1986. 3. Толстой, Л. Н. Сказки и рассказы / Л. Н. Толстой. – М.: РОСМЭН, 2017.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=