МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

129 [3, с. 44]. С целью актуализации императивного действия, автор использует определенно-личные предложения, которые в сравнении с двусоставными при- дают речи лаконизм и динамичность: Когда сын стал отставать, отец крик- нул ему: – Не выдавай! Понатужься!; – Вернитесь! [3, с. 45]. В односоставных номинативных предложениях, как известно, выражается бытие предмета в настоящем времени. Традиционно они используются в разного рода описани- ях, но в данном рассказе номинативное предложение выполняет экспрессивную функцию и звучит с большим напряжением: Акула! [3, с. 47]. В основу сюжета рассказа «Прыжок» также положена небольшая поучитель- ная история: однажды на корабле обезьяна утащила шляпу у двенадцатилетнего сына капитана и забралась с ней на мачту. Мальчик полез за ней, и ему пришлось пойти по перекладинам, откуда он мог сорваться. Капитан велел ему прыгнуть с большой высоты в воду. Мальчик решился на прыжок и, только благодаря это- му, остался жив. В используемых в этом рассказе односоставных безличных пред- ложениях выражается действие и состояние безотносительно к деятелю, так как формы главного члена безличного предложения, как известно, не указывают на деятеля и не способны сделать это по своей морфологической природе: … и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась [3, с. 22] ; Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу [3, с. 22]. Использование этих конструкций создает некую отстраненность повест- вования, формирует взгляд на происходящее со стороны, чему способствует и употребление дательного субъекта (ему). Так же, как и в предыдущем рассказе, в той же самой стилистической функции привлечения внимания и побуждения к действию, автор использует определенно-личные предложения, акцентирующие внимание на самом действии, а не на его производителе: Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: – В воду! Прыгай сейчас в во- ду! Застрелю! – Прыгай или застрелю! [3, с. 23]. Неопределенно-личные предло- жения интересны тем, что в них актуализируется действие, их подчеркнутая гла- гольность придает происходящему особый динамизм, как, например, в анализи- руемом рассказе: Его схватили и вытащили на корабль [3, с. 25]. Рассказ «Собака Якова» повествует про брата и сестру, живших около ле- са. У них была лохматая собака. Как-то раз дети без разрешения ушли в лес, где на них напал волк. Однако верная собака сцепилась с волком и спасла детей. В этом произведении автор также отдает предпочтение определенно-личным и безличным предложениям. Определенно-личные конструкции, выполняют традиционную для них стилистическую функцию, акцентируя внимание на действии безотносительно к его производителю, и оформляют реплики диалога детей, решивших без спроса родителей пойти в лес: Когда мать села работать, мальчик сказал своей сестре: – Пойдём в лес, я вчера видел яблоню, и на ней поспели яблоки. Девочка сказала: – Пойдём [3, с. 66]. Безличные предложения в данном рассказе передают состояние отсутствия детей: Когда мать кончила работать, она позвала детей, но их не было. Она вышла на крыльцо и стала кликать их. Детей не было [3, с. 67].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=