МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

128 Н. В. Озерова, филологический факультет ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», III курс (очная форма обучения) (г. Коломна) Научный руководитель – М. А. Дубова СЕМАНТИКА ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ДЕТСКИХ РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО Односоставные предложения как особый структурно-семантический тип простого предложения, который находится в рамках членимых предложений и противопоставляется двусоставным по логическому, структурному, семанти- ческому, грамматическому критериям, привлекают пристальное внимание ис- следователей в рамках стилистического синтаксиса. Особенности стилистиче- ского функционирования разнообразных типов односоставных конструкций напрямую зависят от специфики их семантики. Каждый из видов односостав- ных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена [1, с. 80]. Проанализировав научную литературу на предмет определения грамматиче- ского статуса односоставных предложений и их типов, отметим, что в лингви- стике нет единообразия в выделении отдельных типов односоставных предложе- ний. В качестве рабочей нами была принята классификация, в соответствии с ко- торой различаются определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные и номинативные односоставные предложения [1, с. 86]. Проанализируем семантику односоставных предложений в рассказах Л. Н. Толстого «Акула», «Девочка и грибы», «Прыжок» и «Собака Якова», включенных в круг детского чтения дошкольников и младших школьников. Сразу отметим, что авторский интерес к конкретным типам односоставных предложений напрямую связан с особенностями идейно-тематического содер- жания перечисленных произведений, а также с их сюжетом и системой персо- нажей. Конечно, исходя из возрастных особенностей целевой аудитории, на ко- торую рассчитаны эти рассказы, в них преобладают простые двусоставные предложения, но тем ярче выделяются на их фоне односоставные конструкции. Сюжет небольшого рассказа Л. Н. Толстого «Акула», как и большинства детских рассказов писателя, прост и динамичен. Он держит читателя в напря- жении до самого финала. Автор рассказывает про опасный заплыв двух маль- чишек у берегов Африки. Они не послушали приказ капитана и уплыли в от- крытое море. Следствием их необдуманного поступка стало то, что их чуть не съела акула, но опытный артиллерист не растерялся и выстрелил в акулу. Писа- тель в этом рассказе из всех типов односоставных предложений отдает предпо- чтение безличным с главным членом, выраженным словом категории состоя- ния, которые в силу своей семантической специфики характеризуют состояние природы и окружающей среды: стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары [3, с. 43], им тесно было в парусе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=