МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

126 Уже заглавие рассказа акцентирует ожидание описания летнего леса, его непередаваемого очарования, растущих в нем ягод. И наше ожидание исполня- ется автором с первых же строк произведения: Стояли жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен , только кое-где срываются по- желтевшие березовые и липовые листы [5, с. 500] или же « Роса лежала на траве, на кустах , даже на нижних ветвях дерев … между сочных молодых кус- тов выдавались места с невысокой травой, в которой зрели и прятались розо- вато-белые ещё и кое-где красные ягоды» [5, с. 506]. В данных строках одно- родные определения используются при описании окружающей природы с целью детализации летнего пейзажа. Благодаря им, а также однородным подлежащим и сказуемым, пейзаж наполняется красками и звуками: в лесных лугах сплошной медовый клевер ; рожь, густая, рослая, темнеет и волнуется , до половины нали- лась ; в низах перекликаются коростели ; в овсах и ржах то хрипят, то щелкают перепела ; соловей в лесу только изредка сделает колено и замолкнет ; сухой жар печет . Именно благодаря однородным членам, выполняющим атрибутивную и предикативную функции, читатель зримо ощущает жар пыльного летнего дня, его тягучую неторопливость и одновременно манящую привлекательность. Однородные члены предложения активно используются писателем для описания дачи Николая Семеныча, на которой и разворачивается действие рас- сказа. Так, мы узнаем, что у великолепной дачи Николая Семеныча, с башней, верандой, балкончиком, галереями – все свеженькое, новенькое, чистенькое – стоит ямская с бубенцами тройка в коляске, привезшая из города за пятнадцать «взад-назад», как говорит ямщик, петербургского барина; зажгли дорогие брон- зовые лампы и фонари на дворе. Однородные члены помогают автору в создании портрета, при описании внешности человека, особых черт характера или его образа жизни: …учитель детей – студент , отчаянный социал-демократ, революционер, которого Нико- лай Семеныч умел держать в узде [5, с. 501]; а сам Николай Семеныч – « чисто русский человек, православный, с оттенком славянофильства, владеет многи- ми тысячами десятин земли » [5, с. 501]. Особую стилистическую роль выполняют однородные члены, характери- зующие крестьянскую жизнь в целом и образы крестьянских детей – в частно- сти: Мишка лежал на толстом брюхе, подложив ручонки под голову и вытянув пухлые кривые ножонки, и сладко спал [5, с. 508–509]; И девчата полезли вниз в овраг, держась за кусты, а из оврага отвершками на другую сторону, и тут … сразу напали на полянку ..., сплошь усыпанную ягодами. Обе молчали и не пе- реставая работали и руками, и губами [5, с. 507]. Как уже было отмечено выше, однородные члены предложения в боль- шинстве своем повышают информативность, образность текста: Роса лежала на траве, на кустах , даже на нижних ветвях и кустов, и дерев , и голые ножонки девочек тотчас намокли и сначала захолодели , а потом разогрелись , ступая то по мягкой траве , то по неровностям сухой земли . Во многом благодаря однород- ным членам автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на чи- тателя и слушателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=