МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

120 шившееся чудо тем, что по-настоящему святое место там, где человек помогает своему ближнему; что через добрые дела можно быть так же близким к Богу, как если бы оказаться в святом месте. В рассказе прямо говорится о том, что произошло нечто необычное: «Сто- ит Ефим, через головы смотрит, что за чудо! Под самыми лампадами, где бла- годатный огонь горит, впереди всех, видит, стоит старичок в кафтане сермяж- ном, блестит лысина во всю голову, как у Елисея Бодрова» [4, с. 94]. Не случайно Л. Н. Толстой делает акцент на том, что Елисей стоит совсем близко к благодатному огню: ведь своими делами старик стал ближе к Богу, намного ближе тех, кто не жертвует собой ради блага других. «Поглядел наперед, – опять под лампадами у самого гроба Господня на переднем месте стоит Елисей, руки развел, как священник у алтаря, и блестит лысина во всю голову » [4, с. 95]. Чудо повторяется; и опять Елисей так же стоит впереди всех; и снова Л. Н. Толстой упоминает о том, что лысина старика «све- тится во всю голову», что вызывает прямую ассоциацию с нимбом святого. Для Л. Н. Толстого важно показать, что Елисей на вид был совсем простым человеком, «немудреньким» старичком, крестьянином. Однако же людям, что «погибали, смерти ждали, Бога забыли» он показался «агнцем Божьим». Чудо здесь изображено скрытно: Ефим даже не понимает сперва, что про- изошло, сначала он думает, что увиденный им человек лишь «похож» на его товарища, потом – что это действительно Елисей, но стоит он так близко к свя- тыням потому что он «с человеком таким сошелся». Чуда будто бы и не было: «воздохнул Ефим и не стал понимать Елисею про людей в хате и про то, что он видел его в Иерусалиме» [4, с. 99]. Но от это- го произошедшее не становится ни менее чудесным, ни менее значимым. В рассказе «Чем люди живы» мотив чудесного раскрывается иначе. Здесь речь идет о том, как у сапожника ангел по имени Михайло работал подмастерьем. «Подошел ближе – совсем видно стало. Что за чудо: точно, человек, живой ли, мертвый, голышом сидит, прислонен к часовне и не шевелится» [4, с. 8], вот так мужик впервые увидел ангела. Это чудесное явление Л. Н. Толстой описы- вает как нечто совершенно обыкновенное, мужик, в свою очередь, думает, что этот человека либо убитый, либо юродивый. Еще одно чудо, присутствующее в рассказе, – то, как Михайло предсказал смерть барина, который делал заказ у сапожника. Вместо желаемых купцом са- пог Михайло начал шить «босовики». «Ахнул Семен. «Как это, думает, Михайла год целый жил, не ошибался ни в чем , а теперь беду такую наделал? Барин сапо- ги вытяжные на ранту заказывал, а он босовики сшил без подошвы, товар испор- тил. Как я теперь разделаюсь с барином? Товару такого не найдешь» [4, с. 18]. Чудо предвидения будущего происходит, но оно не акцентировано, и его свидетели не пытаются объяснить его. Последнее чудо в рассказе – раскрытие тайны Михайло и его возвраще- ние на небо. Здесь чудо гиперболично, оно не остается незамеченным. Простые люди стали и свидетелями чуда, и его соучастниками: «И запел ангел хвалу Богу, и от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=