МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

119 А. В. Бондаренко, факультет русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. Ю. Барабанова ЯЗЫКОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МОТИВА ЧУДЕСНОГО В НАРОДНЫХ РАССКАЗАХ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО Лев Николаевич Толстой в 1863 году говорил о том, что «уже давно в Ев- ропе и у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению (которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что мы хотим, а то, что ему нравится: читает Дюма, Чети-Минею, Потерянный Рай, путешест- вие Коробейникова, Францыля Венциана, Еруслана, Английского Милорда – и своим особенным путем вырабатывает свои нравственные убеждения. И все предположения о том, как такая-то и такая книга должна подействовать на народ, оказываются ошибочными: один читает Чети-Минею и делается фанати- ком, другой читая ту же Чети-Минею, делается неверующим; один, читая Дю- ма, портит себе вкус, другой получает любовь к хорошему чтению» [3, с. 363]. По мнению Льва Николаевича, нужно писать такие книги, которые были бы нравственны, и в то же время понятны простому народу. Это могли быть про- изведения, основанные на народных сказках, житиях святых. В 1880–1890 го- дах Л. Н. Толстой создает ряд произведений такого типа и называет их «народ- ными рассказами». Своими рассказами Л. Н. Толстой предполагал воспитывать народ, занять ум его и душу простыми и понятными сюжетами. К каждому из рассказов были предпосланы эпиграфы, цитирующие Библию. Как в житиях и в сказках, в большинстве «народных рассказах» Толстого присутствует мотив чудесного. Словарь Владимира Ивановича Даля, определяет слова «чудо, чудесное» как «всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы» [2, с. 630]. Согласно словарю Сергея Ивановича Ожегова, чудо – «яв- ление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое» [2, с. 3313]. Однако чудо в «народных рассказах» Л. Н. Толстого описывается в основном как нечто особенное, но происходящее в реальности, с обычным человеком. Всего Л. Н. Толстой написал двадцать два «народных рассказа». Мотив чудесного присутствует в пятнадцати из них. Так, например, в рассказе «Два старика» повествуется о двух мужиках, Ефиме и Елисее, которые собрались идти молиться в Иерусалим. Один из них дошел, а другой не смог: в пути задержался, и истратил все накопленные на пу- тешествие деньги, чтобы помочь одной семье, которая оказалась в бедственном положении. И тот, что дошел, Ефим, после окончания путешествия говорил Елисею, что видел его в Иерусалиме. Л. Н. Толстой в рассказе объясняет совер-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=