МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.
109 приключения. Понимая это, Ефим «не стал поминать Елисею про людей в хате и про то, что он видел его в Иерусалиме» [3, т. 10, с. 308]. Елисей, проговорив только: «Божье дело, кум, божье дело» [3, т. 10, с. 308], предлагает Ефиму угоститься медом и переводит разговор на другое. В повести «Упырь» Теляев тоже предлагает угощение, но не мед, а любимое зелье нечисти – табак. У Л. Н. Толстого упоминание о меде соседствует с упоминанием о пчелах, об- разующих своеобразный нимб вокруг Елисея (чья поза напоминает распятие): «руки развел и глядит кверху, и лысина блестит во всю голову, как он в Иеру- салиме у гроба господня стоял, а над ним, как в Иерусалиме, сквозь березку, как жар горит, играет солнце, а вокруг головы золотые пчелки в венец свились» [3, т. 10, с. 308]. Теляев же у А. К. Толстого – персонификация сил тьмы, его «эмблемой» является изображение филина на крышке табакерки. Рассказу Л. Н. Толстого «Два старика» в качестве эпиграфа предпосланы стихи 19–23 из четвертой главы Евангелия от Иоанна. Праведник везде праведен, Богу можно служить везде – таков смысл необъяснимого появления Елисея в Иерусалиме в то самое время, когда он помогал больным и голодным. «Наступает время, ко- гда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться отцу» (Ин.: 4, 21) – эти слова Иисуса в составе эпиграфа выражают смысл рассказа. В повести А. К. Толстого другая книга, магическая хроника рода, управляет жизнью пер- сонажей, как энергетический центр. «После чтения магической книги чело- век узнает, что параллельно его обычной повседневной жизни протекает еще и жизнь тайная, населенная духами, оборотнями, колдунами, вампирами, и он сам живет в обеих реальностях двойной жизнью», как пишет С. М. Телегин [2, т. 10, с. 308]. Таким образом, оба автора создают такую картину мира, в кото- рой истинность существования потустороннего мира не может быть установле- на однозначно, причем постигается через книгу: у Л. Н. Толстого – священную, у А. К. Толстого – инфернальную. Литература 1. Телегин, С. М. Миф книги в рассказе А. К. Толстого «Упырь» / С. М. Теле- гин // Человек говорящий и пишущий. – М.: МГЭИ, 2008. – С. 126–147. 2. Толстой, А. К. Собрание сочинений: В 5 т. / А. К. Толстой. – М.: Терра, 2001. 3. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Ху- дож. лит., 1978.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=