МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

108 мает, что посещение виллы было лишь воображаемым, но не может решить, было ли воображаемым нападение вампиров на Дашу. Шрам на шее Даши, по мнению Руневского, оставлен вампирами, Даша же уверяет его, что это совер- шенный пустяк и что она не помнит, обо что укололась. (В экранизации режис- сера Е. Татарского – фильме под названием «Пьющие кровь» – финал более драматичен, т. к. не исключает, что и Даша становится вампиром вследствие рокового укуса). Когда же в финальном эпизоде Руневский начинает убеждать окружающих, что Теляев вампир, все смеются, а после посещения Теляева ста- раются замять разговор. В рассказе Л. Н. Толстого «Два старика» (1885) реалистические бытовые подробности украинской и русской деревни соседствуют с подробным описа- нием иерусалимских храмов, монастырей, всего обихода паломников. Два при- ятеля, старики крестьяне Елисей и Ефим, отправляются паломниками в Иеруса- лим. В украинской деревне один из странников, Елисей, сталкивается с боль- ными и голодными людьми, начинает им помогать, и, увидев, что растратил много денег на помощь беднякам, принимает решение возвратиться домой, т. к. оставшейся у него суммы не хватит на продолжение паломничества. Товарищ же Елисея, Ефим, добирается до святых мест, полагая, что отставший Елисей догонит его, и, к своей радости, несколько раз видит своего отставшего спутни- ка в иерусалимских храмах, «в самом святом месте» [3, т. 10, с. 305]. Однако приблизиться к товарищу Ефиму почему-то не удается, и только после возвра- щения домой Ефим пытается получить у своего приятеля объяснение своего таинственного видения в Иерусалиме. Но и Елисей не может ничего ответить и, замяв разговор, приглашает Ефима к угощению. Таким образом, в том и другом произведении финальное обсуждение ге- роями странных событий не служит ни рациональному, ни иррациональному их объяснению. У А. К. Толстого Даша либо сознательно умалчивает о нападении вампиров (подвергшись укусу и став, таким образом, вампиром сама), либо не догадывается о грозившей ей опасности (Руневский помнит, что видел Дашу связанной и лежащей без чувств). Но и своим впечатлениям Руневский не мо- жет доверять полностью. Автор замечает: «С тех пор как он был болен, вооб- ражение столько раз его морочило, что понятия его совершенно смешались, и он не мог различить обмана от истины» [2, т. 3, с. 58]. Рассказ Клеопатры Платоновны помогает Руневскому убедиться в реальности всех мистических событий, которые с ним произошли, но в результате он принимает решение больше никогда об этом не говорить и перестать искать истину, что лишний раз доказывает его неуверенность в собственном мнении и даже в собственной адекватности. К тому же из противоречивых суждений Клеопатры Платоновны не ясно, каков источник предания о родовом проклятии: то это книга, в которой читают балладу, то «манускрипт», то, по словам той же Клеопатры Платонов- ны, балладу «извлек Рыбаренко из старинной хроники» [2, т. 3, с. 65], а Марфа Сергеевна приказала сжечь рукопись. В рассказе Л. Н. Толстого ни Ефим, ни Елисей не предпринимают попыток объяснить мистические события. Ефим заходил на обратном пути в хату к лю- дям, спасенным Елисеем, но от Елисея он не может узнать подробности этого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=