МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

107 Я. С. Чуфистова, Институт гуманитарных наук МГПУ, магистратура, II курс Научный руководитель – Е. Ю. Полтавец РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОВЕСТИ А. К. ТОЛСТОГО «УПЫРЬ» И РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДВА СТАРИКА» Переплетение мистического и реального в повести А. К. Толстого «Упырь» (1841) принято относить к влиянию готической традиции. А вот в «народных рассказах» Л. Н. Толстого готическую традицию исследователи никогда не находили. Источниками сюжетов, представленных в «народных рассказах», являются, как известно, проложные легенды, сказания, записанные Л. Н. Толстым со слов В. П. Щеголенка, фольклорные предания, легенды из сборника А. Н. Афанасьева, народные сказки. Однако и в таких сюжетах пере- плетение мистического и реального, рационального и иррационального встре- чается довольно часто. С другой стороны, и «Упырь» А. К. Толстого, как и вся его трилогия о вампирах, насыщен фольклорными реминисценциями. Для начала надо разобраться в значениях слов «рационализм» и «иррацио- нализм». Рационали́зм (от лат. ratio – разум) – представление, согласно которо- му основой познания и действий людей является разум. Иррационали́зм (лат. irrationalis – неразумный, нелогичный) – философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполaгает существование облaстей миропонимaния, недоступных разуму и достижимых только через та- кие вещи, как интуиция, чувствa, вера, инстинкт, откровения и тому подобное, т. е. иррационализм утверждaет иррaциональный харaктер действительности. А. К. Толстой в своей готической повести «Упырь» смешивает рациональное с иррациональным совершенно особенным образом. Иррациональное здесь вы- текает из рационального и им же и подтверждается. Сменяется несколько рас- сказчиков, и каждый, рассказывая свою часть истории, делится своей точкой зрения на происходящее. Именно такой прием окончательно смешивает реаль- ность и мистику, а впоследствии смена рассказчиков стала одним из распро- страненных приемов детективного жанра, в котором требовалось предлагать различные объяснения загадочного события, чтобы держать читателя в напря- жении. Иррациональное и мистическое в повести А. К. Толстого окутано то ли психологическими, то ли псевдопсихологическими объяснениями: некоторые рассказчики не совсем адекватно воспринимают происходящее в силу странно- стей своего характера и/или болезни (внезапная болезнь и смерть Антонио, ду- шевнобольной Рыбаренко, тяжелая болезнь и бред Руневского, странная сла- бость Даши в ночь смерти Сугробиной, недомолвки Клеопатры Платоновны и т. д.). Описание бреда тяжелобольного Руневского и его попытки спасти Да- шу от вампиров соседствуют с бредовыми картинами виллы Урджина, которую Руневский якобы посещает вместе с Рыбаренко. Придя в себя, Руневский пони-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=