МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

106 на соединение в одном предложении разных точек зрения. С одной стороны, точка зрения повествователя, который пишет о том, что дама разговаривала со старушкой, а с другой – точка зрения самого Петра Ивановича, который точно не знает, о чем именно она говорила, поэтому и использовано местоимение что-то . Следующий пример: «Мысль о страдании человека, которого он знал так близко, сначала веселым мальчиком, школьником, потом взрослым партнё- ром, несмотря на неприятное сознание притворства своего и этой женщины, вдруг ужаснула Петра Ивановича» [1, с. 199]. В данном случае слова и словосо- четания «веселым мальчиком», «школьником», «взрослым партнёром» указы- вают на субъективную точку зрения Петра Ивановича. Интересны примеры с несобственно-прямой речью, где в точку зрения автора вклинивается точка зрения самого Ивана Ильича. «Он танцевал уже в том смысле, что хоть и по но- вым учреждениям и в пятом классе, но если дело коснётся танцев, то могу дока- зать , что в этом роде я могу лучше других» [1, с. 208]. Или же «Доктор гово- рил: то-то и то-то указывает, что у вас внутри то-то и то-то ; но если это не подтвердится по исследованиям того-то и того-то , то у вас надо предполо- жить то-то и то-то . Если же предположить то-то , тогда... и т. д» [1, с. 225]. Также весьма любопытна и пространственно-временная точка зрения. «Войдя в её <…> гостиную с пасмурной лампой, они сели у стола: она на диван, а Пётр Иванович на расстроившийся пружинами и неправильно подававшийся под его сиденьем низенький пуф» [1, с. 197]. В данном примере сочетается настоящее время с уже произошедшими событиями, т. к. Пётр Иванович садится на пуф, который уже «неправильно подался под его сиденьем». Время в повести то ускоряется, то замедляется, что является одним из приёмов. Например, автор одним предложением описывает достаточно длительный период жизни героя: «Так прожил он еще семь лет» [1, с. 213]. Также весьма любопытно одно из по- следних предложений в повести. «Для него всё это произошло в одно мгно- вение <…>. Для присутствующих же агония его продолжалась ещё два часа» [1, с. 268]. Данный пример наглядно показывает временную точку зрения Ивана Ильича и других людей. Обратим внимание на фразеологическую точку зрения. Повесть начинается с разговора коллег Ивана Ильича. «Господа! – сказал он, – Иван Ильич-то умер» [1, с. 191]. Данное обращение позволяет нам увидеть, что коллеги не были близки с Иваном Ильичом, т. к. они называют его официально. «Куда ты, Jean? – спросила жена <…>. Это непривычное доброе озлобило его» [1, с. 234]. Слово «Jean» показывает читателю, что так к Ивану Ильичу могла обратиться только жена. Однако следом мы видим, что оно непривычно и для самого героя. «Ниче...го. У...ро...нил. – "Что же говорить. Она не поймет", – ду- мал он» [1, с. 237]. Использование парцелляции показывает читателю тревож- ность героя. Таким образом, использование приёма точки зрения, позволяет чи- тателю лучше понять творческую мысль автора, его замысел. Литература 1. Толстой, Л. Н. Крейцерова соната: [Сб.] / Л. Н. Толстой. – М.: Изд-во АСТ, 2017. 2. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. – М.: Яз. рус. культуры, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=