МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.
105 рассмотрении данной точки зрения следует говорить о таком понятии, как «перспектива». Пространственная характеристика. Позиция наблюдателя мо- жет как совпадать, так и не совпадать с позицией какого-либо героя. Автор мо- жет перевоплощаться в героя, в таком случае читатель видит пространство гла- зами этого героя. Также автор может следовать за героем, в этом же случае чи- татель видит всё глазами «рядом идущего» автора. В иных случаях точка зре- ния может перемещаться от одного героя к другому. Иногда же точка зрения автора не следует за каким-либо определённым героем, она самостоятельна. Любопытно ещё одно использование пространственной точки зрения. Нередко автору необходимо всеохватывающе описать какую-либо сцену. В таком случае требуется какая-то общая точка зрения, способная охватить все одновременно. Подобную точку зрения называют точкой зрения «птичьего полёта». Нередко такая точка зрения используется в начале и конце повествования либо же ка- кой-то сцены. Также следует отметить ещё один вид пространственной точки зрения – немая сцена. В ней даётся описание действиям, но не словам. «Немая сцена» даёт читателю понять, что позиция автора-наблюдателя является уда- лённой. Временная характеристика. В произведении, как правило, проявляется множественность временных позиций. Так, автор может последовательно ме- нять свою точку зрения или же описывать события одновременно с нескольких точек зрения. Автор может знать, что случится с персонажем в будущем, по- этому иногда автор может забегать вперед в повествовании. 4) «Точка зрения» в плане психологии. В данном уровне можно выделить субъективную и объек- тивную точки зрения. О психологической точке зрения можно говорить в том случае, когда «авторская точка зрения опирается на то или иное индивидуаль- ное сознание (восприятие)» [2, с. 108]. Психологический уровень может выра- жаться, например, несобственно-прямой речью. Следует отметить, что поведе- ние героя может быть описано с точки зрения постороннего наблюдателя или же с его собственной точки зрения (чувства, мысли героя). В психологическом уровне можно также отметить внешнюю и внутреннюю точку зрения. Таким образом, мы рассмотрели виды точек зрения, используемых в худо- жественных произведениях в качестве литературного приёма. Следует отме- тить, что все четыре вида точки зрения не обособленны, а находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Обратимся к повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и выявим, как в ней используется данный приём. Обратимся к психологической точке зрения. Однако следует помнить, что в том случае, ко- гда она выражается несобственно-прямой речью, задействуется и фразеологи- ческий уровень. «Теперь, наверно, получу место Штабеля или Винникова, – по- думал Фёдор Васильевич...» [1, с. 192]. «Надо будет попросить теперь о перево- де шурина из Калуги, – подумал Пётр Иванович. – Жена будет очень рада» [1, с. 192]. В данных примерах психологическая точка зрения выражена довольно открыто. Читатель может увидеть, что в высказываниях дается субъективная оценка происходящему. «Пётр Иванович вошел, как всегда это бывает, с недо- умением о том, что ему там надо будет делать. <…> Старушка стояла непо- движно. И дама с странно поднятыми бровями что-то ей говорила шёпотом» [1, с. 194]. В данном примере интересно местоимение что-то , которое указывает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=