МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

104 А. И. Туник, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета, V курс (очная форма обучения) (г. Ростов-на-Дону) Научный руководитель – Т. В. Ушакова ТОЧКА ЗРЕНИЯ КАК ПРИЕМ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА» Литературные приёмы, используемые авторами для раскрытия творческой мысли, весьма разнообразны. Это могут быть эпиграфы, аллюзии, архетипы, реминисценции и другие. В данной статье остановимся на таком литературном приёме, как точка зрения. Впервые «точка зрения» как термин появилась в эссе писателя Генри Джеймса в конце XIX века. В России наиболее полно изучил этот вопрос филолог, историк языка и культуры Борис Андреевич Успенский. Что представляет собой точка зрения? Точка зрения выражает способы присутствия автора в тексте. Б. Успенский пишет о том, что проблема точки зрения связана с такими произведениями искусства, которые имеют план вы- ражения и план содержания. Таким образом, проблема точки зрения относит- ся не только к литературным произведениям, но и к живописи, кино, театру. Б. Успенский в своем труде «Семиотика искусства» классифицировал точку зрения на четыре вида. Рассмотрим их более подробно. 1) «Точка зрения» в плане идеологии. Данный уровень наиболее общий. Идеологический уровень, как отмечает Б. Успенский, «наименее доступен формализованному исследова- нию» [2, с. 19]. Оценка героя может даваться одной стороной на протяжении всего текста, а может происходить смена авторских позиций. Во втором случае речь идёт о различных идеологических точках зрения. Также возможен вари- ант, при котором точки зрения равноправны. Это свойственно полифоническим произведениям. Идеологическая точка зрения может выражаться различными средствами: «постоянные эпитеты», закрепившие за собой какую-либо оценку, а также фразеологическими средствами. Таким образом, можно отметить, что идеологическая точка зрения не находится обособленно, а взаимодействует с другими видами точки зрения. 2) «Точка зрения» в плане фразеологии. Осо- бенности данного уровня заключены в том, что разные герои могут быть опи- саны различным языком или же при помощи элементов чужой или замещённой речи. Речевая характеристика во многом помогает определить характер героев. Автор может использовать монологическую прямую речь, а также чужую речь. Помимо этого, фразеологическая точка зрения проявляется в наименованиях. Довольно распространено явление, когда одно и то же лицо называется по- разному. При рассмотрении фразеологической точки зрения следует отметить такое явление, как несобственно-прямая речь. Оно заключается в том, что внут- ри одной фразы объединяются различные точки зрения. Несобственно-прямая речь является промежуточным звеном между прямой речью и косвенной. 3) «Точка зрения» в плане пространственно-временной характеристики. При

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=