МЕЖВУЗОВСКИЕ IX ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2020 г.

102 произведение. «Когда я писал «Детство», – говорил он в 1908 году, – то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю пре- лесть и поэзию детства» [2, с. 170]. В рассказе «Филиппок» Толстой рассказывает юным читателям о малень- ком мальчике, который очень хотел учиться. Содержание произведения просто, но писатель раскрывает в нем характер мальчика, которого ни что не может сбить с пути: ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем. Фи- липпок не нашел своей шапки, поэтому взял ту, которая была рядом, то есть отцовскую. И несмотря на то, что она была ему велика, это не смутило его. Он все равно отправился в школу. В сенцах мальчик снимает шапку и только по- том открывает дверь, показывая свое крестьянское воспитание. Филиппок, не- смотря на насмешки других мальчишек, впервые прочитал свое слово по сло- гам, а потом и все молитвы, которые знал. Описывая историю этого ребенка, Толстой хотел показать своим маленьким читателям, что надо уметь перебары- вать свой страх и идти к намеченной цели. В рассказе «Подкидыш» Л. Н. Толстой рассказывает о девочке, которая уговорила мать оставить у себя чужого ребенка, несмотря на то что ее семья была бедна, а мама не могла за ним ухаживать. Девочка сдержала свое слово. Она кормила малыша, купала, укладывала спать. Толстой хотел донести до чи- тателя, что и маленький человек может принимать серьезные и важные реше- ния в своей жизни. Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. В «Корове» рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове. В один из дней Миша просил в ведро с помоями битое стекло. Мальчику бы признать- ся содеянном, но страх перед наказанием сильнее. Он смолчал, а корову, кор- милицу семьи, пришлось зарезать. Не струсил бы Миша, признался бы вовремя и корову можно было бы спасти [1, с. 250]. В своих произведениях Лев Николаевич не прощает такие человеческие качества как лень, обман. В рассказе «Лгун» писатель наказывает своего героя. А в «Воробье и ласточках» наказывает воробья, который отнял гнездо у ласточ- ки. Птицы-соратницы замуровывают захватчика в том самом гнезде, где рань- ше жила птичка. А в рассказе «Косточка» писатель раскрывает психологический портрет мальчика Вани, который долго и мучительно ходил вокруг слив: он «никогда не ел слив и все нюхал их». Но соблазн оказался сильнее: он съел сливу. Отец не- хитрым способом узнал правду. Все смеялись над ребенком, но ему было обид- но, потому что муки совести не оставляли его в покое. Все произведения Льва Николаевича воспитывают читателя, показывают ему, как поступать правильно в той или иной ситуации. Они метко и четко об- личают плохие поступки и показывают каждое доброе и искреннее движение детской души.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=