Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
176 К. П. Оганесьянц, учащийся 10-го класса лицея при ЮФУ (Ростов-на-Дону, Россия) Научный руководитель – Т. В. Ушакова Л. Н. ТОЛСТОЙ И РЕЛИГИЯ Эта тема изначально заинтересовала меня тем, что мы зачастую смот‐ рим лишь на одну сторону личности и творчества писателей, и Толстой не исключение. С одной стороны, он является автором литера‐ турных произведений, а с другой – он поднимает философские вопросы, которые актуальны и в сегодняшнее время. В «Исповеди» Толстой поднимает вопросы о смысле жизни и смысле веры и приходит к выводу, что ответить на поставленные вопросы, раз‐ мышляя логически, невозможно, нужно просто поверить, и следовать зако‐ нам естественной жизни. Он считал, что весь смысл сконцентрирован в са‐ мореализации. И именно тогда Толстой пришел к выводу, что вера – един‐ ственное, что может спасти человека, но даже тогда он не принял веру и со‐ мневался в правильности своих выводов, совершенно не понимая некото‐ рых обрядов и заповедей. Он пришел к мнению, что Церковь не является святой и апостольской, священники не являются посредниками между Бо‐ гом и людьми, а теологическая версия связи религии и нравственности не‐ состоятельна: по поступкам человека невозможно определить ‐ верующий он или нет. По его мнению, все религии были препятствием нравственно‐ сти. По Толстому, человек не может быть «Рабом божьим», потому что «Бог обязательно воспрепятствовал такой гнусности». Именно за такие выводы, которые он активно высказывал, «Синодаль‐ ным определением» 1901 года Церковь, с сожалением, объявила, что пре‐ рывает с писателем общение: «...И в наши дни, Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа его и на святое Его достояние. ...он проповедует ниспроверже‐ ние всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христи‐ анской: отвергает личного живого Бога, …пострадавшего нас ради и наше‐ го ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает бессемянное зача‐ тие Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Бо‐ городицы Присно девы Марии, не признает загробной жизни и мзвоздоя‐ ния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа… и не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию, …и тем не прикровенно, но явно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православной. Бывшие же к его вразумле‐ нию попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=