Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

174 Лев Николаевич, будучи, в первую очередь писателем, интересовался и другими видами того, что принято сегодня называть «искусством» в ши‐ роком смысле слова. В результате этих размышлений у него появилась маленькая заметка «Об искусстве» и большая монография «Что такое ис‐ кусство?» Для Толстого искусство ничего общего с красотой не имело. Он считал, что искусство есть средство передачи чувства и эмоций от одного человека к другим. Как слово передавало смысл знания, так и искусство должно было передавать чувства. Оно должно обладать такими призна‐ ками как: – произведение должно быть ново и важно для общества. – оно должно быть выдающимся по красоте формы. – оно должно выражать истинную потребность души художника и быть в этом смысле задушевным и правдивым [2, с. 1]. Вот как писатель комментировал эти признаки: «Все три рода эти со‐ ставляют приближение к совершенному искусству и неизбежны там, где есть искусство. У молодых художников часто преобладает задушевность при ничтожности содержания и более или менее красивой форме, у старых наоборот; у трудолюбивых профессиональных художников преобладает форма и часто отсутствует содержание и задушевность» [1, с. 39]. Писатель считал, что в его время было множество произведений, ко‐ торые лишь претендовали на звание «произведение искусства». Они отли‐ чались от ремесленных только тем, что ни на что не годились и очень час‐ то приносили вред обществу. Эти произведения только развлекали чело‐ века, но не способствовали ни нравственному, ни эстетическому его раз‐ витию. При этом люди, поглощающие его, искренне считали, что делали что‐то полезное и интеллектуальное. В своей заметке «Что такое искусство?» писатель говорил: «Действи‐ тельно, очень хорошо бы было, если бы их было больше, но горе в том, что можно делать по заказу только те произведения, которые, вследствие от‐ сутствия в них всех трех условий искусства, вследствие разъединения этих условий, понижены до ремесла» [1, с. 40]. Толстой писал: «И вот является бесчисленное количество так назы‐ ваемых художественных произведений, которые могут быть исполняемы, как всякая ремесленная работа, без малейшей остановки: ходячие модные мысли всегда есть в обществе, всегда с терпением можно научиться вся‐ кому мастерству и всегда всякому что‐нибудь да нравится» [1, с. 39]. Действительно по‐настоящему художественное произведение просто не может быть сделано по заказу, состояние художника, который произво‐ дит на свет это произведение, есть самое высокое проявление своих зна‐ ний и откровения тайн. Не может быть больше другого знания, которое будет руководить создателем для усвоения этого высокого. Подводя итог, можно сказать, что Лев Николаевич вносил огромный вклад в культуру и искусство того времени. Он буквально открыл что‐то новое для его современников, оказав огромное влияние на их взгляды на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=