Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

171 рального осуждения, рассматривая насилие, Л. Н. Толстой также был исто‐ ричен, к примеру, в том, что допускал оправданность государственного на‐ силия для определенного времени: "Может быть, что для прежнего со‐ стояния людей было нужно государственное насилие, может быть, оно нужно еще и теперь" [5, ст. 6]. Рассматривая различие между насилием сторонников революции и насилием властей, Толстой также полностью конкретен. А именно, в статье "Не могу молчать" он сообщает, что злодей‐ ства сторонников революции более понятны и объяснимы, чем ответные злодейства властей, так как первые совершаются молодыми людьми, и они не столь хладнокровно‐жестоки, не прикрыты лжерелигиозными мо‐ тивами. Однако все эти исторические и социальные различия теряют ка‐ кое‐либо значение в перспективе христианского идеала. С появлением за‐ поведи непротивления в корне меняется духовный статус насилия, оно лишается этического оправдания. Лев Николаевич Толстой утверждал, что со злом бороться можно и нужно. Но в этой борьбе он не признавал насилия над человеческой лич‐ ностью и полагал, что ареной этой борьбы является душа каждого челове‐ ка. Бороться нужно не с внешним злом, а с внутренним, с тем злом, которое есть в каждом человеке. Непротивление злу как раз и является признани‐ ем изначальной, безусловной святости человеческой жизни. Основное произведение Толстого, в котором излагается его концеп‐ ция ненасилия, совершенно не случайно называется: "Царство божие внутри вас". В тех случаях, когда мы судим других людей, разделяя их на добрых и злых, мы или обманываем себя и окружающих, или, в лучшем случае, обнаруживаем свою нравственную незрелость. Это и означает, что человек властен только над собой. Мораль непротивления – это и есть требование, согласно которому каждый человек обязан думать о спасении собственной души, а не пытаться спасти весь окружающий мир. Можно господствовать над чужим телом, но нельзя господствовать и не нужно господствовать над чужой душой. Отказываясь сопротивляться злу наси‐ лием, человек отказывается судить другого, ибо не считает себя лучше его. Доказательством этой мысли служит цитата из книги Л. Н. Толстого "Царство божие внутри вас": «И поэтому, как для того, чтобы вернее обес‐ печить жизнь, собственность, свободу, общественное спокойствие и част‐ ное благо людей, так и для того, чтобы исполнить волю того, кто есть царь царствующих и господь господствующих, мы от всей души принимаем ос‐ новное учение непротивления злу злом, твердо веруя, что это учение, от‐ вечая всем возможным случайностям и выражая волю Бога, в конце кон‐ цов должно восторжествовать над всеми злыми силами…" [6, ст. 55] В своей «проповеди» и своей жизни он жаждал, конечно же, безуслов‐ ного и абсолютного, а не условного и относительного, добра. Тем самым Толстой стал верным пророком и проповедником возврата к религиозной культуре: перед ним раскрылась вся зыбкость и бессмысленность той без‐ религиозной, безбожной жизни, какою жил и живет мир.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=