Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

170 М. В. Левичева, студент II курса отделения коррекционно-педагогических специальностей ТПК (Россия, Тула) Научный руководитель – В. В. Тимофеева ЭВОЛЮЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ Л. Н. ТОЛСТОГО Вся жизнь Толстого – это трудный путь беспрестанных исканий. Ос‐ тавшийся рано сиротой, не пожелавший продолжать образование в Казан‐ ском университете и связавший свою жизнь с военной службой, Толстой стал известен читателям как талантливый литератор. Многое менялось в эстетических взглядах Толстого, которые складывались на протяжении более чем полувековой писательской деятельности. На протяжении всей своей жизни Толстой высказывал различные, зачастую, диаметрально противоположные точки зрения. Религиозно‐философские взгляды зрело‐ го Толстого, ставшие итогом его многолетних размышлений о смысле жизни, были им изложены в первую очередь в произведении «Исповеди», трактате «О жизни», а также в работах «В чем моя вера» и «Царство Бо‐ жие – внутри нас», написанных и опубликованных в 80‐е годы XIX века. Не получив систематического философского образования, Толстой начал интересоваться вопросами этого направления уже в 16 лет, когда он увлекся философией Ж. Ж. Руссо. На первом плане у Толстого стоит этика, обусловленная внутренней борьбой с «низшими» стремлениями и «стрем‐ лением к совершенствованию». Именно этим стремлением и был обуслов‐ лен весь процесс нравственных исканий великого писателя. Толстой в своей мысли, своих моральных исканиях проявил себя как религиозный человек, однако с течением времени его взгляды расходятся с догматами православной церкви. В толстовской философии понятие ве‐ ры имеет особый смысл: «Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что‐нибудь да верит». [5, ст. 141] Тол‐ стой считает Христа не Богом, а неким реформатором, который разрушает старые основы жизни и даёт новые. Толстой замечает существенную раз‐ ницу между подлинными взглядами Христа, изложенными в Евангелиях, и их трактовкой в догмах православия и других христианских церквей. Его учение о непротивлении злу насилием в разное время вызывало самые ожесточенные споры. Утверждается, что он опровергал любое наси‐ лие и рассматривал как насилие любое физическое принуждение. В таком духе критиковал Толстого российский философ ХХ в. И. А. Ильин в книге с названием "О сопротивлении злу насилием". Но совсем согласиться с та‐ кой критикой нельзя. Не ограничиваясь в позиции безоговорочного мо‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=