Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
165 есть не праздность, а труд; что человек не может не работать, что ему скучно, тяжело, трудно не работать, как скучно, трудно не работать мура‐ вью, лошади и всякому животному. Надо забыть наше дикое суеверие о том, что положение человека, имеющего неразменный рубль, то есть ка‐ зенное место, или право на землю, или билеты с купонами, которые дают ему возможность ничего не делать, есть естественное счастливое состоя‐ ние. Надо восстановить в своем представлении тот взгляд на труд, кото‐ рый имеют на него все неиспорченные люди и который имел Христос, го‐ воря, что трудящийся достоин пропитания. Христос не мог представить себе людей, которые бы смотрели на работу как на проклятие, и потому не мог и представить себе человека, неработающего или желающего не рабо‐ тать. Он всегда подразумевает, что ученик его работает. И потому говорит: если человек работает, то работа кормит его. И если работу этого человека берет себе другой человек, то другой человек и будет кормить того, кто работает, именно потому, что пользуется его работой. И потому трудя‐ щийся всегда будет иметь пропитание. Собственности он не будет иметь; о пропитании же не может быть речи» [2]. Данная мысль является под‐ тверждением тому, что в учении Толстого были элементы протестантиз‐ ма, поскольку именно «Протестантская этика» Жана Кальвина освятила труд и осудила лень, поскольку именно труд помогает человеку реализо‐ вать свои возможности и осуществить Божью волю. Но есть одно существенное отличие учения Л. Н. Толстого от протес‐ тантизма (от лютеранства и кальвинизма) – это пропорциональное соот‐ ношение веры и дел, их взаимосвязь. Протестантизм утверждает, что спа‐ сение человека может быть получено только верой в Христа, а Толстой до‐ бавляет – и делами, поскольку истинный христианин должен исповедо‐ вать учение Христа не только словом, но и делом, вести христианский об‐ раз жизни. Это сближает учение писателя с арминианством – протестант‐ ским учением, которое появилось в ответ на суровую догматику кальви‐ низма. Важным постулатом арминианства является спасение человека пу‐ тём христианской жизни и верой в Христа до конца своей жизни. Это 5 пункт «Ремонстрации» (1610 г.) – вероучительного документа арминиан, в котором говорится: «Что те, кто привились ко Христу истинной верой, и таким образом стали причастниками жизнетворного Духа, изобильно наделяются силой для противостояния Сатане, греху, миру, и своей плоти; и для одержания победы; всегда, да будет это усвоено, с помощью благо‐ дати, со Христом помогающим им во всех искушениях чрез Духа Его; про‐ стирающим им Свою руку и (при условии, что они сами готовы к битве, что они молят Его о помощи и отказываются помочь самим себе) поддержи‐ вающим их так, что никакая хитрость и насилие Сатаны не может ввести их в заблуждение и вырвать из рук Христа [Ин 10.28]. Что касается вопроса о том, могут ли они по лености или нерадению оставить начало своей жизни во Христе, принять сей мир, отойти от святого учения однажды пе‐ реданного им, лишиться доброй совести и пренебречь благодатью – то это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=