Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
164 к тому, что я считал несущественным…Я не мог упрекнуть церковь в том, что она отрицала существенное, но признавала церковь – это существен‐ ное так, что оно не удовлетворяло меня. Церковь не давала мне того, чего я ожидал от нее») [1]. Л. Н. Толстой описывает тот «духовный голод», который у него слу‐ чился, когда он анализировал учение церкви и Священное Писание, и об‐ наружил полярность этих взглядов: «Правила, даваемые церковью о вере в догматы, о соблюдении таинств, постов, молитв, мне были не нужны; а правил, основанных на христианских истинах, не было» [2]. Таким обра‐ зом, можно судить о приверженности Толстого взглядам протестантизма, Который отвергает церковные посты, обряды и призывает вести еван‐ гельский образ жизни. Апогеем критики учения Православной церкви яв‐ ляется, на мой взгляд, это слова великого писателя: «Учение Христа, по церковным толкованиям, представляется как для мирских людей, так и для монашествующих не учением о жизни – как сделать ее лучше для себя и для других, а учением о том, во что надо верить светским лю‐ дям, чтобы, живя дурно, все‐таки спастись на том свете, а для монашест‐ вующих – тем, как для себя сделать эту жизнь еще хуже, чем она есть» [2]. Л. Н. Толстой искренне говорит о своём духовном единстве с предста‐ вителями других христианских конфессий и сект: «В это время, вследствие моего интереса к вере, я сближался с верующими разных исповеданий: ка‐ толиками, протестантами, старообрядцами, молоканами и др. И много я встречал из них людей нравственно высоких и истинно верующих. Я же‐ лал быть братом этих людей». В то же время, автор называет православ‐ ных «псевдохристианами», т. е., обрядниками: «Только псевдохристианст‐ во не требует ничего. Нет ничего, чтобы обязательно должен был делать христианин и от чего он должен бы был обязательно воздерживаться, если не считать постов и молитв, самой церковью признаваемых необязатель‐ ными. Все, что нужно для псевдохристианина, – это таинства. Но таинство не делает сам верующий, а над ним его производят другие. Псевдохри‐ стианин ничего не обязан делать и ни от чего не обязан воздерживаться для того, чтобы спастись, но над ним церковью совершается все, что для него нужно: его и окрестят, и помажут, и причастят, и особоруют, и испо‐ ведуют даже глухою исповедью, и помолятся за него – и он спасен. Христи‐ анская церковь со времен Константина не потребовала никаких поступков от своих членов. Она даже не заявляла никаких требований воздержания от чего бы то ни было. Христианская церковь признала и освятила все то, что было в языческом мире. Она признала и освятила и развод, и рабство, и суды, и все те власти, которые были, и войны, и казни, и требовала при крещении только словестного, и то только сначала, отречения от зла; но потом при крещении младенцев перестали требовать даже и этого» [2]. Также Лев Николаевич в своей работе «Исповедь» пояснил, что труд – это не проклятие, а благословение, поэтому не работающий человек не может быть учеником Христа: «Необходимое условие счастья человека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=