Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

163 А. И. Мелентьев, студент I курса очной формы обучения факультета истории и права ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ПРОТЕСТАНТСКИЕ ИДЕИ В УЧЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Вторая половина XIX века была временем острого мировоззренческо‐ го кризиса в российском обществе, когда образованные умы пытались найти новые религиозные идеалы, поскольку старые оказались неэффек‐ тивны в новую эпоху развития российского государства, когда модерниза‐ ция происходила во сферах жизни общества, не исключая и религию. Про‐ исходил уход отдельных представителей русской интеллигенции из пра‐ вославия и переход иностранные христианские конфессии: католицизм и протестантизм. Одним из таких людей был и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, идеи которого носили протестантский характер. В работе «В чём моя вера?» автор последовательно излагает свои взгляды с опорой на текст Священного Писания и затрагивает такие базо‐ вые христианские ценности, как «непротивление злу», основываясь на текст из Библии: «Вам сказано: око за око, зуб за зуб. А я вам говорю: не противьтесь злу» (Матфея 5:39). Толстой анализирует свою прошлую жизнь (а именно, службу в армии) и объясняет, что существование самой карательной системы (армии, полиции, судов, прокуратуры) нарушает христианский принцип, так как задача этих органов – бороться со злом, а в Евангелии написано, что нельзя бороться со злом, зло порождает зло, и поэтому со злом нужно бороться только добром, чтобы не было распро‐ странения зла. «Я не говорю уже о нашем сословии, деятельность которого почти вся состоит в противлении злым: военные, судейские, администра‐ торы, но нет того частного, самого скромного человека, которому бы не предстояло это решение между служением богу, исполнением его запове‐ дей, или служением «тогу», государственным учреждениям. Личная моя жизнь переплетена с общей государственной, а государственная требует от меня нехристианской деятельности, прямо противной заповеди Хри‐ ста» [1]. Также Лев Николаевич критикует позицию Русской Православной церкви насчёт сохранения христианских ценностей и их претворения в жизнь («Но чем дальше я продолжал жить, покоряясь учению церкви, тем заметнее становилось мне, что эта особенность учения церкви не так безразлична, как она мне показалась сначала. Оттолкнули меня от церкви и странности догматов церкви, и признание и одобрение церковью гоне‐ ний, казней и войн, и взаимное отрицание друг друга разными исповеда‐ ниями; но подорвало мое доверие к ней именно это равнодушие к тому, что мне казалось сущностью учения Христа, и, напротив, пристрастие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=