Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

160 И. В. Кострюков, В. И. Сухотина, студенты IV курса очной формы обучения факультета иностранных языков ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО НА ИСКУССТВО На протяжении всего творческого пути Лев Николаевич Толстой не оставлял без внимания проблему назначения и роли искусства в жизни людей. Уже на заре писательской карьеры Л. Н. Толстого интересовала проблема соотношения «элитарного» и «народного» искусства. Его не уст‐ раивала точка зрения Ламартина, утверждавшего, что писатели создают книги не для народа, а для узкого круга образованных читателей и что для народа следует создавать особую литературу. Он увидел в этом утвержде‐ нии французского историка и поэта оттенок высокомерного, покрови‐ тельственного отношения к народу, хотя сам в то время считал неизбеж‐ ным обособление литературы «высшего круга» от народа. Позднее Тол‐ стой начинает задаваться такими злободневными вопросами, как: В чем суть искусства? Какое искусство надлежит признать настоящим, истин‐ ным, необходимым людям? Когда и как произошло раздвоение единого всенародного искусства на искусство "господское", обслуживающее худо‐ жественные потребности высших классов общества, и народное искусст‐ во? Какими станут искусство и литература в будущем обществе, когда "ра‐ бы капитала" добьются полного освобождения? Толстой выражает свои суждения об искусстве и литературе, об осо‐ бенностях труда писателей и художников, о его собственной работе над художественными произведениями в своих письмах, дневниках и публи‐ цистических произведениях. Интересно, что уже в пору создания повести "Детство"– первого завершенного художественного произведения – Тол‐ стой пишет первую статью по вопросам эстетики – "Для чего пишут лю‐ ди?" (1851). Этот вопрос, который Л. Н. Толстой поставил в заглавии ста‐ тьи, является одним из основных в его эстетике. Л. Н. Толстым было написано около двадцати работ эстетической те‐ матики (преимущественно посвященных литературному творчеству). Многое менялось в эстетических взглядах Толстого, складывавшихся на протяжении более чем полувековой писательской деятельности. В разные периоды своей творческой деятельности Толстой как подвергал искусство критике, разочаровывался в его сути и предназначении (временный отказ от занятий литературой в начале 60‐х годов или "отрицание" искусства в начале 80‐х годов), так и видел искусство в качестве средства выражения истинных чувств народа. Но мысль о неразрывной связи подлинного ис‐ кусства с реальной действительностью, с общественной жизнью всегда ос‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=