Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
158 нежели с внешними социальными целями и действиями, направленными на достижение своих целей. Людям, как правило, нужно верить во что‐то вне себя, чтобы противостоять давлению повседневной жизни. Толстой замечал состояние своего собственного разума и следил за движением сво‐ его убеждения. Он заметил, что вместо религии, начал верить в просвеще‐ ние. Началось все как нравственное совершенствование, а затем переросло в совершенствование ума, тела и воли. Он стремился избавиться от грехов, зависимости от них: от своей важности быть более славным, более бога‐ тым, более умным в глазах других людей. Долгое время вера великого ду‐ ховно‐нравственного мыслителя представляла собой веру в прогресс. Но в процессе духовных поисков он приходит к мнению, что никто не знает, ку‐ да прогресс может привести. Вера в прогресс начинает рассматриваться им, как суеверие, в котором скрывается недостаток знаний о жизни. Также его постоянно волновал вопрос о смысле жизни. С каждым прожитым днем, годом у Льва Николаевича все мучительней и чаще всплы‐ вали вопросы: про цель, смысл жизни, что будет дальше. Со временем они не исчезали, а становились все более явными и навязчивыми. Они привели Толстого к написанию ряда работ духовно‐нравственного характера. Среди наиболее ярких его произведений, отразивших религиозно‐нравственные поиски мыслителя можно отметить: «Исповедь»; «Царство Божие внутри нас»; «В чем моя вера»; «Искания истинной веры» [См.: 2; 3; 4; 5]. В своих дневниках и трудах он честно и подробно изображает свои душевные переживания того времени. Он был психически и эмоционально вовлечен в эти переживания, на протяжении всей жизни его посещали мысли о суициде, которые завершились «умопеременой» мыслителя. Ища помощь, он в течение нескольких лет исследовал культовую практику, догматы вероучения Русской Православной Церкви. За весь этот период времени, посвященного духовному поиску и медитации, Толстой испыты‐ вал чувство, которое сам определил как поиск Бога [См. подробно: 6]. Для поиска Бога и понимания его роли в жизни человека Толстой об‐ ращается к изучению западной философской традиции (например, И. Кан‐ та, Шопенгауэра, труды протестантских философов и теологов), истории мировых религий. Проблема доказательства существования Бога раскры‐ ваемая в трудах западноевропейских философов не давала ответов на му‐ чивший его вопрос о смысле его рождения (в конце концов, невозможно появиться на свет, не имея смысл и свое предназначение на Земле). Мыс‐ литель не мог представить Бога как нечто материальное, трехмерное и общественное. Таким образом, Л. Н. Толстой пришел к осознанию, что Бог есть сущность жизни, сама жизнь, она неотделима от него и от всего, что его окружает. Знать Бога и жить – это то же самое. Он решил, что нуж‐ но жить в поисках Бога, и тогда жизнь будет с Богом. Писатель пришел к идее жить с Богом в душе. Это вернуло его к вере в волю, к пониманию, что главная и единственная цель жизни ‐ быть лучше, т.е. жить в согласии с этой волей. Л. Н. Толстой вернулся к откровению, вернулся к вере в Бога,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=