Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
157 А. А. Крайнова, А. В. Сидорова, студенты II курса очной формы обучения факультета психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОИСКИ Л. Н. ТОЛСТОГО «Разговор о Божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой, я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта ‐ основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле» Л. Н. Толстой (записано данное «пророчество» писа‐ теля о само себе в его Дневнике от 5 марта 1855 года). В современном мире многие люди проходят через поиск оснований для собственной веры и мировоззрения, в процессе социализации, ин‐ культурации, самоидентификации. Это является неотъемлемой частью жизни и становления человека как личности. На наш взгляд представляет особый интерес особенности религиозного поиска Льва Николаевича Тол‐ стого, чья личность и мировоззрение повлияли на многие поколения лю‐ дей как наших соотечественников, так и на представителей других госу‐ дарств по всему миру. Л. Н. Толстой был крещен по православному обряду, воспитывался и рос как христианин в православной культере. В совер‐ шеннолетнем возрасте он столкнулся, как и многие его современники с духовным поиском, широко распространявшемся нигилизмом и свобо‐ домыслием. Это повлияло на его отказ от веры в религию. Он объяснил причину смены его мировоззрения тем, что люди живут по установлен‐ ным обществом и религией нормам, принципам, но сами их не разделяют и не считают их важными основаниями для веры как таковой и их собст‐ венного мировоззрения. Вера не участвует в их повседневной жизни, ис‐ тинное вероисповедание находится далеко от их реальной жизни. Невоз‐ можно только внешним проявлением приравнивать себя к истинному учению веры или когда на действия человека большее влияние оказывают не религиозные традиции, а социальные и экономические возможности. Внешнее исполнение культовой практики без веры в те принципы рели‐ гии, к которой люди принадлежат по факту вероисповедания, крещения, выведение религии из сферы мирской жизни человека характерно и для нашего времени. Л. Н. Толстой не разделял взглядов многих светских и ре‐ лигиозных деятелей в необходимости тесной связи религии и политиче‐ ской власти. Для него самого вера – являлась, скорее, связывающим зве‐ ном между человеком и его внутренним состоянием, духовным поиском,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=