Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
156 Толстой разбивает эти лживые доводы. «Рабство давно уже уничтоже‐ но, – иронизирует он. – Оно уничтожилось и в Риме, и в Америке, и у нас, но уничтожились только слова, а не дело… Там же, где есть, как и во всех евро‐ пейских обществах, люди, пользующиеся посредством насилия трудом ты‐ сяч людей и считающие это своим правом, и другие люди, подчиняющиеся насилию и признающие это своей обязанностью, – там есть рабство в страшных размерах!» [1]. В трактате «Рабство нашего времени» (1900) пи‐ сатель анализирует связь колониального рабства с существующими фор‐ мами государственного насилия и приходит к выводу, что рабство сущест‐ вует не только в отсталых районах Азии, но и в самых свободных цивилизо‐ ванных странах. Только здесь угнетение преподносится как норма. Несмотря на долгие и тяжелые поиски великий писатель так и не вы‐ явил действенных способов борьбы против порабощения и колониализма. Но Толстой был гениальным творцом и гуманистом, защитником интере‐ сов ущемленных народных масс. Он стал голосом народного протеста про‐ тив войн и колониального порабощения, причем отдался этому делу с та‐ кой силой и страстью, каких до него не знала мировая литература. Литература 1. Толстой, Л. Н. Так что же нам делать? [Электро нный ресурс] / Л. Н. Толстой// Книги‐онлайн [сайт].– URL: http://online ‐knigi.com/page/ 71237 (дата обращения: 08.12.2017). 2. Шиф ман, А. И. Лев Толстой и Восток. Конц епция Вос тока в мировоз‐ зрении Толс того [Электронный ресурс]// Библ иотека Хуршида Даврона [сайт].– URL: http://greylib.align.ru/285/aleksandr‐ shifman‐lev‐tolstoj‐i‐vostok‐ ot‐avtora‐kon cepciya‐vostoka‐v‐mirovozzrenii‐tolst ogo.html (дата обращения: 08.12.2017).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=