Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

155 Одна из основных причин интереса Толстого к Востоку – это его не‐ приятие укрепления позиций современной буржуазии. Изучая историю, он сумел выявить недостатки и ошибки, присущие каждому из этапов разви‐ тия человечества. Писатель далеко не идеализировал, древние цивилиза‐ ции Востока с процветавшими в них рабством, деспотизмом, угнетением. Но даже несмотря на это западная буржуазия в том виде, в каком она пред‐ стала в 19–20 веках, была столь отвратительной и антигуманной, что Тол‐ стой не мог с этим мириться. Он долго и тщательно искал решение сло‐ жившейся проблемы и выход из этого тупика. Иногда писатель думал, что более человечными были отношения людей во времена раннего христиан‐ ства, и он с благоговением говорил об этом «золотом веке» человеческой истории. Вернувшись к ужасной и неприятной ему реальности, писатель видел спасение в «божеских» порядках патриархального общества русской деревни с ее натуральностью и простотой во взаимоотношениях людей. Древний Восток очаровал деятеля русской литературы глубиной и проникновенностью мысли философов и мудрецов, их учтивостью к ду‐ ховной сущности человека. Толстому были очень близки тезисы о важности человеческой жизни и неприкосновенности личности. В многовековой мудрости писатель хотел отыскать решения проблем современности. Его не устраивал сложившийся порядок вещей в обществе, именно поэтому писа‐ тель с таким интересом вникал в древние философские учения. Из этих трудов Толстой будто черпал вдохновение и силы для дальнейшей борьбы. Так же стоит отметить отношение Толстого к национально‐ освободительной борьбе народов Востока. Толстой категорически осуж‐ дал западные империалистические державы, которые подвергали страны Азии жестокому колониальному угнетению. С большим интересом следил Лев Николаевич за освободительной борьбой народов Индии, Китая и дру‐ гих порабощённых стран и оказывал этим народам моральную поддержку, разоблачая европейских и американских поработителей. Но, оставаясь в плену своей философской и социально‐политической доктрины, он не сумел направить угнетаемые народы на правильный путь освобождения. Проблему колониализма Толстой впервые поднял в 80‐х годах в трактате «Так что же нам делать?». Затронув ее наряду с другими актуальными проблемами, он в тот период еще не понимал в полной мере, насколько глобальной станет борьба за передел мира. Испытывая боль и страх за судьбу будущих поколений, писатель ставил перед собой цель выявить те методы и приемы, которые используют капиталисты при зверском пора‐ бощении народов стран Азии. Сыны капитализма самодовольно полагают, что рабству в современном мире пришел конец. Хозяева и рабочие в коло‐ ниях якобы пришли к взаимовыгодному соглашению. Переврав истинный порядок вещей в мире, колонизаторы являются миру своеобразными Мес‐ сиями, спасителями, которым, судя по всему, жители азиатских стран должны быть благодарны за возможность работать.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=