Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

154 Р. С. Елясова, студент II курса очной формы обучения факультета естественных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – Н. Л. Богомазова ОТРАЖЕНИЕ ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО Интерес к древней восточной культуре и философии, чувство сопере‐ живания угнетенным азиатским народам – давняя благородная традиция русской классики. Еще в середине 18 века М. В. Ломоносов выступал за на‐ лаживание контактов между Россией и Востоком. Целью Ломоносова было создание кафедры восточных языков при Петербургском университете. Судьба Востока, его народов и культур, фольклор и философия привлекали Достоевского, Тургенева, Некрасова. Каждый из них с позиции своих жиз‐ ненных взглядов, в меру своих сил и возможностей выступал против узур‐ пации восточных народов, выражал им свои поддержку и восхищение. Мы можем с уверенностью сказать, что интерес к Востоку имел огромное зна‐ чение в идейно‐общественной и литературной жизни России на протяже‐ нии 18 и 19 веков. Острый вопрос о дальнейшем будущем России, встав‐ ший перед обществом из‐за вспыхнувшего кризиса крепостнических от‐ ношений, все больше подводил русских публицистов к раздумьям о путях развития Востока и Запада. Л. Н. Толстой первым из русских писателей лично познакомился с ази‐ атскими философами и тем самым стал проводником между русской куль‐ турой и культурой восточных народов. Переписка Толстого с китайскими публицистами Чжан Чин‐туном и Ку Хун‐мином, с идейным вдохновите‐ лем борьбы за свободу Индии Махатмой Ганди, переписка с десятками публицистов, философов и общественных деятелей Азии, посещение мно‐ гих из них Ясной Поляны – все это способствовало насыщенному обмену культурными ценностями и увеличению известности русской литературы в странах Востока. С приходом эпохи империализма Лев Николаевич в числе первых вы‐ ступил против захвата и угнетения восточных народов. Его труды и публи‐ кации «Так что же нам делать?», «Патриотизм и правительство», «Рабство нашего времени», «Одумайтесь!», «Письмо к китайцу», «Письмо к индусу» и многие другие широко тиражировались в странах Востока и Запада. Писатель переводил труды Конфуция, содействовал популяризации в России философских трактатов мудрецов Древнего Востока. Выступ‐ ления в поддержку независимости восточных народов, распространение информации об их духовных ценностях – были задачами, которые Лев Николаевич ставил перед собой как перед писателем и общественным деятелем.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=