Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

152 Е. Н. Балько, Т. А. Захарова, студенты IV курса очной формы обучения факультета иностранных языков ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – А. В. Слобожанин НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО Лев Николаевич Толстой известен во всем мире как автор романов «Война и мир» и «Анна Каренина». Его произведения изменили лицо рус‐ ской литературы, представив ее в новом свете. Но кроме писательской деятельности, Л. Н. Толстой активно занимался образованием. Несмотря на век реформ в этой сфере, русские крестьяне оставались все еще безгра‐ мотными. Поэтому в конце 1850‐х годов Толстой начал заниматься на‐ родным образованием, а именно, начал создавать собственные крестьян‐ ские школы на территории Ясной Поляны и во всем Крапивенском уезде. Сегодня идеи педагогической деятельности Л. Н. Толстого приобре‐ тают особую актуальность, поскольку в нашем обществе происходят глу‐ бокие преобразования духовных ценностей, затрагивающие все сферы общественной жизни, и в первую очередь, образование. Современные средства массовой информации, повсеместное использование электрон‐ ных устройств оказывают огромное влияние на эти изменения. Воздейст‐ вие масс‐медия отрицательно сказывается на нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения, поэтому необходимо вовремя пре‐ дупредить разрушение духовности «маленького человека». Для поддержки общечеловеческих ценностей, нравственности и морали ребенка мы долж‐ ны обращаться к опыту воспитания детей, который был накоплен многими поколениями. Принципы, используемые Л. Н. Толстым в своей образова‐ тельной работе, являются актуальными и для современной педагогики. По мнению Льва Николаевича, главным недостатком существующих приемов образования является отсутствие религиозного и нравственного учения. В своей статье «О воспитании» писатель подчеркивает, что уча‐ щиеся знают «о совершенно ни на что ненужных и скорее вредных пустя‐ ках, а ничего не знают о том, как понимали и понимают смысл своей жиз‐ ни, свое назначение, и какие признавали и признают правила жизни мил‐ лиарды живших и живущих людей» [2]. Он считает невежественными лю‐ дей, которые полагают, что владение общими фактами про наш мир – это все, что нужно знать человеку. Религиозное учение и вытекающее из него нравственность должны составлять предмет всякого образования, потому что только при таких ус‐ ловиях «может быть не вредное людям, а разумное образование». В дан‐ ном случае, обучение становится осмысленным, потому что учащиеся по‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=