Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
149 Д. С. Попов, студент II курса фортепианного отделения ТКИ им. А. С. Даргомыжского, Научный руководитель – И. И. Шарова ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО И ЦЕРКОВНОЕ ХРИСТИАНСТВО Немаловажное место в идейно‐мировоззренческих исканиях Льва Ни‐ колаевича Толстого занимал религиозный вопрос. Толстой считал себя православным христианином, верующим человеком. Однако, судя по ряду его высказываний, по суждениям, изложенным в различных статьях и книгах, религиозные взгляды и представления Толстого о вере, Боге, христианской церкви далеко не всегда совпадали с каноническими, исто‐ рически укоренившимися. Попытаемся выявить разногласия между Л. Н. Толстым и церковным христианством, раскрыть, какие положения христианского учения Тол‐ стой трактует иначе, чем христианская догматика. Размышляя о Боге, Христе, понимании их, мыслитель пришёл к выво‐ ду, что Христос является не богочеловеком, а человеческим сыном: «Но ес‐ ли даже, как это хочет церковь, сын человеческий значит сын Божий, то и тогда сын человеческий значит тоже человек по своей сущности, потому что сынами Божьими Христос называет всех людей» [3, с. 225]. Не прини‐ мал Толстой и Бога как только лишь творца, создавшего мир за шесть дней. Бог представлялся ему как дух, как духовное начало: «…Духовное в человеке и есть Бог с его свойствами – разумом и любовью» [1, с. 121]. Критически осмысливал Л. Н. Толстой и библейскую историю о грехо‐ падении Адама и Евы и, в связи с этим, о путях спасения, возможности улучшения жизни: «Адам за меня согрешил, … и все люди, все мы безвоз‐ вратно пали, и все наши усилия жить разумно бесполезны и даже безбож‐ ны. … Жизнь, какая есть здесь, на земле, со всеми её радостями, красотами, со всею борьбой разума против тьмы, … есть жизнь не истинная, а жизнь павшая, безнадёжно испорченная; жизнь же истинная, безгрешная – в ве‐ ре, то есть в воображении, то есть в сумасшествии» [3, с. 219–220], «Учение Христа в смысле улучшения жизни людей своими разумными силами не‐ исполнимо потому, что Адам пал и мир лежит во зле, – говорит религия» [3, с. 222]. Библейский же вариант спасения и вечного блаженства форму‐ лируется в Евангелии от Матфея и предполагает: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь веч‐ ную» [2, гл.19.29], «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» [2, гл.10.39].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=