Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

147 А. Ю. Игнатова, студент II курса отделения сольного и хорового народного пения ТКИ им. А. С. Даргомыжского (Тула, Россия) Научный руководитель – И. И. Шарова РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО КАК ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА Проблемы религии, веры, отношения к христианским догмам и цер‐ ковному вероучению занимали в мировоззренческих поисках Л. Н. Толсто‐ го одно из центральных мест. На протяжении всей жизни Толстой, пере‐ сматривая свои позиции по религиозным вопросам, вырабатывал собст‐ венные позиции, не всегда совпадающие с традиционными и официаль‐ ными. Так, Толстой критиковал, не соглашался и даже пытался, путём ана‐ литических рассуждений, опровергать многие положения церковного хри‐ стианства. Известно, что он отрицательно относился к так называемым посредникам в общении между Богом и человеком, к различным таинст‐ вам, обязательным ритуалам, поклонению мощам, святым, не признавал Христа богочеловеком и отвергал факт его физического воскресения. Счи‐ тал нелепой библейскую версию о происхождении мира, а также постулат о триединстве божества. В то же время, принципиальные основополагающие идеи христиан‐ ского учения Толстой принимал и следовал им. В свете таких своеобразных противоречий в позициях Толстого инте‐ ресно рассмотреть и сопоставить важнейшие положения христианского вероучения, изложенные, прежде всего, в Библии, и интерпретацию их, точки зрения, религиозные позиции Толстого – его понимание Бога, сущ‐ ности религии и веры. Краткий анализ позволил нам выявить, какие взгляды Л. Н. Толстого совпадают с библейскими положениями. Во‐первых, великий мыслитель был убеждён в незыблемости Бога и божественного начала. Он неоднократно подчёркивал свою привержен‐ ность христианским идеалам, свои искренние религиозные чувства и твёрдую веру в Бога. В ответе Святейшему Синоду, своим решением от‐ лучившему мыслителя от церкви в 1901 году, Лев Николаевич утверждал: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спо‐ койствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для ме‐ ня с христианством, как я его понимаю» [1, с. 87]. Во‐вторых, Толстой положил в основу своего религиозно‐этического учения ключевые христианские постулаты, заключённые в Библии, и пре‐ жде всего – пять евангельских заповедей, Нагорную проповедь. Он писал: «Я понял учение Христа в его заповедях и вижу, что исполнение их даёт

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=