Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

145 стали мишенью для осуждения высшим обществом. Резкий перелом всех традиционных ценностей старой России отразился в романе. Л. Н. Толсто‐ го. Это видно и в разговорах Левина. Роман отличает яркий психологизм и поиск нравственной истины, должного, добродетельного. Это выразилось и в стремлении Толстого вы‐ яснить, что заставляет «грешников», таких как Анна Каренина, делать то, что они делают. Ибо, чтобы осуждать людей и их недостатки, мы должны сначала понять их. Наблюдая за развитием личности через ее духовную работу, мы отмечаем, что все, начиная от Анны, Вронского и Каренина, че‐ рез Левина, Кити и Облонского, вплоть до Сережи, несут в себе определен‐ ную внутреннюю борьбу и нравственную перемену. С точки зрения хри‐ стианской этики то, что сделала Анна, заслуживает осуждения, но на са‐ мом деле ее считают самой несчастной женщиной, которая оказалась на поводу у собственных чувств. Роман раскрывает нравственно‐философские воззрения писателя. Ставит проблемы существования, нравственности, знаний, ценности, ра‐ зума. Анна и Левин, которые показываются Толстым как два совершенно нестандартных человека, на самом деле похожи. Он показывает свое виде‐ ние христианской морали через образ Анны – независимо от совершенно‐ го ею греха, ее вины, не нам судить о ней, это может сделать только Бог. Будучи отлученным от церкви, Толстой через мысли Левина выразил свое мнение о религии и осудил верующих, читающих богословские книги лишь для того, чтобы иметь вес в обществе, как это сделал Каренин. Мно‐ гие взгляды, которые подробно описаны в романе, являются частью их собственной мировоззренческой позиции. Л. Н. Толстой, будучи представителем дворянского сословия, членом высшего общества, мог легко представить в своих работах все аспекты жизни русских дворян. Толстой был критическим настроен против нравов и увлечений светского общества. Благодаря чему, возникнет тематическая ширина работы «Aннa Каренина». В этих «высших кругах» были дискуссии о религии, независимо от учения церкви, о политике, а в отсутствие тем для бесед, в высшем свете обращались к сплетням: чаще всего о павших женщинaх. Общество само решало, что хорошо и что плохо. Анну осудили не за то, что она поддалась греху, а за то, что не стала его скрывать так, как это было принято в обществе. В этом плане члены общества были бо‐ лее нерелигиозными, неверующими, безнравственными, чем Анна, но они это прятали за напускной добродетелью. Религия для них становится бес‐ смыслицей, многие уходят в мистицизм, увлекаются всеми современными веяниями. Произнося громкие осуждения в адрес других, они не руково‐ дствуются нравственными принципами, на которые ссылаются. Толстой раскрывает жестокую, индивидуалистическую, эгоистическую природу членов общества. В отличие от них Анна честна и искренна в своих жела‐ ниях и поступках. Это не значит, что она не грешна, она не скрывает свой грех за показной добродетельностью. Ф. М. Достоевский, вероятно, опира‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=