Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

142 Т. А. Тарунтаева, студент IV курса очной формы обучения факультета истории и права ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – Г. В. Валеева ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ Л. Н. ТОЛСТОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Согласно теории прогресса, с течением времени общество постепенно преобразуется и поступательно движется вперед, достигая более высокого уровня развития. Однако, можно ли говорить о каких‐либо качественных преобразованиях в духовной сфере? На наш взгляд, сродни идеям нигили‐ стов, человечество разрушило старое и перешло к строительству нового. А затем, осознав, что возвести что‐либо без фундамента невозможно, не‐ смотря на провозглашение гуманистического и демократического обще‐ ства, лихорадочно стало искать подходящие современному обществу ду‐ ховные принципы, которые можно было бы положить в основу жизни. В итоге, интерес многих исследователей и просто людей по сей день уст‐ ремляются к религиозным и философским учениям и их компиляциям. В связи с этим нам представляется весьма актуальным и своевременным обращение к этическим принципам Л. Н. Толстого, особенностью которых является антропоцентризм, провозглашающий ответственность личности за наличие и соотношение добра и зла в мире. Основополагающим этическим принципом Л. Н. Толстой выделяет принцип любви, который одновременно есть «сила жизни» и «правило для исполнения всех правил» [4]. Принцип любви у Л. Н. Толстого имеет все‐ общую божественную природу, преломляющуюся в каждом отдельном че‐ ловеке. Поэтому человек по сути своей есть существо любящее, для кото‐ рого любовь ‐ потребность жизни, которая начинается с эгоистической любви к самому себе и завершается всеобщей истинной любовью. Таким образом, для любви характерна идея восхождения от бренного телесного начала до начала духовного и божественного. Именно благодаря любви «исходит благодать и добро, возникает са‐ мопожертвование и самоотречение от собственных благ, взамен которых человек получает радость и счастье» [3]. Из принципа любви исходит принцип непротивления. Но непротив‐ ление чему? По устоявшемуся пониманию противиться можно только злу. Тем не менее, Л. Н. Толстой считал, что зла как такового не существует, что оно «есть большею частью не понятое еще нами добро» [2]. Поэтому для Л. Н. Толстого зла как такового нет, а есть «явление ценностно неопреде‐ ленной природы, противление которому создаёт иллюзорность зла» [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=