Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

139 Секция 3 Л. Н. ТОЛСТОЙ И ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ, ЭТИКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ М. А. Михайленко, учащийся 10-го класса лицея ЮФУ (Ростов-на-Дону, Россия) Научный руководитель – Т. В. Ушакова «АЗБУКА» Л. Н. ТОЛСТОГО За свою жизнь Лев Николаевич Толстой написал две азбуки, где пер‐ вая является неким учебником для дошкольного образования детей – с алфавитом, баснями, и даже методиками преподавания для учителя. Пи‐ сатель читал ее вместе с детьми, где они с полным энтузиазмом и трепе‐ том старались окунуться в правила русской грамоты, пытаясь научиться владеть языком. Он вложил в нее всю душу, надеялся, что по его азбуке смогут заниматься ребята всех возрастов и сословий, но она была раскри‐ тикована и не понята должным образом обществом. Н. В. Шелгунов в жур‐ нале «Дело» в статье «Вперед или назад?» критиковал рассказы Толстого за «сухость»: «Вы не найдете ни одной оживляющей игривой мысли, ни иронии, ни шутки, ни смеха, ни задушевности, точно с вами беседует засо‐ хший школьный учитель». С. Миропольский в «Народной школе» согла‐ сился с отзывом Шелгунова: «Прочтите “Новую азбуку” – какая сухая, тя‐ желая, бесцветная речь, как на всем лежит печать насильственной рабо‐ ты». Вследствие чего писатель написал вторую азбуку, «новую», которая включала в себя басни, повести, рассказы и т. д. Толстой считал «Азбуку» самым важным произведением в своей жиз‐ ни, наряду с известными романами «Война и мир», «Анна Каренина» и т. д. В основу своего проекта я решила поместить сравнение трех произве‐ дений из «Новой азбуки» Толстого. Первое относится к жанру басни – «Большая печка». Данное произведение написано в разговорно‐бытовом стиле. Это можно понять по первому предложению басни: «у одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая: только сам да жена». Здесь представле‐ но обычное повествование, но тот факт, что в предложении встречается частица «да» уже наталкивает на стиль произведения. Что касается самой идеи и смысла басни, то они заключаются в том, что в любой ситуации иг‐ рает большую роль определение точной причины появления какой‐либо проблемы, ибо, когда ты действуешь не в том русле, то все твои попытки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=