Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
130 Также важно отметить, что «А.» построена по принципу равноправия АТ и АНТ, в отличие от церковнославянской (ц‐слав.) А., устанавливающей отношения доминирования. В качестве примера приведем тот факт, что изучение букв ц‐слав. алфавита происходит на основе запоминания, а не ассоциации, ни одна литера не обладает визуальным референтом, однако все они имеют названия, последовательность которых иногда складыва‐ ется во фразы. Пр.: р, с, т – «рьцы», «слово», «тврьдо». Так, появляется эти‐ ческий императив, который закладывается в сознании через изучение букв. Однако даже сама методика обучения ц‐слав. алфавиту демонстриру‐ ет, что изучение ведется на основе заучивания: не даются не только мате‐ риальные предметные референты, но даже простые аналогии вроде азъ – ангел, букы ‐ Бог и т.д. Вероятно, можно даже предположить, что и тут ра‐ ботает принцип христианского учения – не объяснять, а верить. В «А.» изучение ц‐слав. языка начинается после освоения русского ал‐ фавита и приобретения навыков чтения. Более того, Толстой не настаива‐ ет на знании названий букв: «Ученику не нужно учить славянскую азбуку – онъ прямо начнетъ читать, пройдя всѣ буквы» [1, с.180]. Нельзя не отметить, что рассматриваемая А. лишена возрастного цен‐ за. (нет слов вроде кукла или качели). Это связано с временным контек‐ стом. Сейчас дети начинают различать буквы в 2–3 года, что полностью лишает алфавитные знаки коммуникативной значимости. В этом возрасте дети не способны осмыслить, что такое буква (для них это картинка), т. к. лишены даже минимального представления о мире. Пока они не осознают, что слово ‐ это членимая последовательность, не приобретут самые мини‐ мальные навыки анализа, т. е. не обнаружат, что в звуковых комплексах, например, бочка и бублик равно присутствует звук [б], буквы для них так и останутся картинками на кубиках. «А.» ориентирована на УК старше, которые на бытовом опыте знают, что такое игла, щетка, хомут, и т. д. Поэтому, процесс вычленения буквы (понимаем – звука, т. к. речь все еще идет о ненаписанном слове) происхо‐ дит через узнавание – в знакомом слове‐прототипе фонетически вычленя‐ ется нужный сегмент и соотносится со словами, выбранными УЧ [1]. На этой основе у УК формируется уже свой собственный прототип. Итак, Толстой создал эффективную модель обучения навыкам чтения и письма, построенную по схеме: модель – расчленение – модель, т. е. глядя на картинку УК называет слово, далее с помощью УЧ собирает ряд, начи‐ нающийся с той же буквы, в конце концов аналитически им вычленяется нужный звук, который он начинает узнавать не только в начале, но в лю‐ бой части слова, а, следовательно, усваивается навык членения слова на графические и фонетические элементы. Литература 1. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. / Л. Н. Толстой.– М.: Гос. изд‐во худож. лит., 1957.– Т. 22. Азбука.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=