Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

129 В выделенных случаях наблюдаются неточности, которые требую особого пояснения. Слова ель, юла и яблоко начинаются с йотировыннях гласных. Однако Толстой вряд ли выбрал бы слова, где нужный гласный оказался бы в середине слова, т. к. тогда был бы затруднен процесс узна‐ вания буквы (понимаем‐ звука – различение на наивном уровне). Так, по утверждению Демьянкова, «При формировании прототипов у детей (в рамках формирующихся представлений о классах категориях) ведущим моментом бывает «броскость» одних предметов (которые затем и приоб- ретают статус прототипа) и неброскость других» [2, с. 40]. Так, звук стоящий в начале слова является для них более броским, нежели если он стоит в середине или в конце. Кроме того, ю содержит в себе не подвер‐ гающийся редукции звук [у], который не может вызвать трудностей у УК. Важно сказать о твердости – мягкости согласных . Как видно на при‐ мерах, взятых из «А.», у детей отсутствует дифференциация твердых и мягких согласных. Для них твердый и мягкий вариант согласного явля‐ ются единым прототипом звука, что подкрепляется отсутствием графиче‐ ского маркирования мягкости в русском языке на письме. В сознании УК произойдет маркирование твердых и мягких согласных только когда он на практике поймет, что «мёл» отлично от «мол»,(т.е. осознает, что [м’] и [м] смыслоразличительны). Теперь перейдем к принципам выбора референтного изображения. Толстой отбирает референты по следующим признакам:1) наличие мате‐ риального денотата; 2) входит в сферу знания учеников (социальная ори‐ ентированность); 3) однозначность (изображение должно иметь единст‐ венно значение). На этой основе у УК формируется тот самый навязанный прототип. Как писал Демьянков: «Глубинная мысль теории прототи- пов…заключается в том, что концептуальные структуры проистекают из нашего телесного опыта и только благодаря ему и обладают смыслом» [2, с.37] Применив указанное определение к «А.», можно сделать вывод, что, соотнося полученные наивные знания о звуке и букве с визуальным рефе‐ рентом, УК в состоянии вычленить то, что УЧ назвал, например, буквой «бе» из последовательности звуков вроде «бочка». Важно отметить, что «А.» рассчитана на равное приложение усилий УК и УЧ. Референты букв подобраны так, чтобы УК мог самостоятельно про‐ изнести «загаданное» слово («Картинки должны быть такія, чтобы уче- никъ безошибочно называлъ предметъ именемъ, начинающимся съ требуе- мой буквы » [1, с.168]) Чтобы между УК и УЧ происходила успешная комму‐ никация, необходимо учитывать и социальный аспект. А именно, диапазон выбора должен находиться в зоне языкового пересечения УЧ и УК, либо смещаться в сторону последнего. Так, Толстой никогда бы не выбрал в ка‐ честве иллюстрации изображение перчаток или духов т. к. 1) это реалии аристократической среды, неблизкой сознанию крестьянина; 2) духи – изображение неоднозначное (варианты: флакон, духи, жидкость и т. д).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=