Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

128 Фактически это значит, что в сознании УК учителю необходимо зало‐ жить представление о букве как письменной реализацией звука, но важнее научить УК визуально и на слух дифференцировать то, что, например, на‐ зывается ке (у Толстого) от того, что называется пе и т. д. До овладения «умением читать и писать» УК использует вербальный код бессознатель‐ но, как набор прототипов невербального ассоциативного типа, т. е. слово «мама», к примеру, существует у него в сознании как образ его родитель‐ ницы, а не как фонетическая дифференцируемая последовательность. Именно эту недифференцируемость Толстой стремится преодолеть. Сна‐ чала он вводит в сознание УК представление о букве через ее начертание. В примечании он пишет: «Пишите мѣломъ на доскѣ или вѣшайте на стѣнѣ изображенія буквъ …, въ которыхъ была бы удержана только сущ- ность фигуры каждой буквы» [1, с. 168] . Таким способом активизируется два мыслительных процесса УК: запоминание и узнавание буквы, а потом и звука (установление той самой связи между звуком и буквой). Вслед за алфавитом, Толстой вводит визуальное изображение (картин‐ ку), которое соседствует с начертанием буквы (т.е. происходит одновре‐ менное использование нескольких семиотических систем – изображения предмета реальной действительности и изображения буквы в соответствии со звуком в именовании такого предмета. Выбор предмета, безусловно, не случаен. Он является прототипическим маркером для представления класса имен, в означающих которых встречается презентуемая буква, но теперь прототип формируется не самим УК, а навязывается извне, прототип, «не анализируется, а просто «дан» (презентирован или продемонстрирован), им можно манипулировать» [2]. Однако навязывание должно обязательно «пройти успешно». В противном случае последует непонимание между УК и УЧ, что будет свидетельствовать о коммуникативной неудаче. В этой связи очень важны принципы отбора референтов, которые, с одной стороны, выделяются УЧ, а с другой, воспринимаются УК, т. е. на их основе он должен, даже не представляя, что слово – членимая единица, выделить из последовательности звуков (даже не букв), тот, что соответ‐ ствует изображению. Таким образом первый принцип отбора – фонетиче‐ ский. Звук, выражаемый буквой в составе слова должен быть максимально приближен в своему фонемному облику. Так, самой простой для диффе‐ ренциации считается позиция начала слова, в сочетании с сигнификатив‐ но сильной позицией звука. Для согласных это позиция перед гласным или плавным, а для гласных ‐ позиция под ударением: Арбуз дОм иглА Обруч Утка часЫ Яблоко бОчка Ель кОлокол пилА фонАрь шАпка вИлка жЕлудь медвЕдь рЫба хомУт щЁтка грИб зАяц нОж телЕга цЕрковь юлА

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=