Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

127 Т. В. Делягина, студент II курса очной формы обучения филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, Россия) Научный руководитель – Л. А. Чижова «АЗБУКА» Л. Н. ТОЛСТОГО КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Азбука (А.) является особым способом формирования навыков социа‐ лизации в речевой коммуникации. Она обладает всеми признаками, необ‐ ходимыми для установления контакта: 1) наличие субъекта и объекта коммуникации (а именно, адресанта (АНТ) и адресата (АТ) с возможной периодической сменой ролей) [4]. В ро‐ ли АТ предполагается ученик (УК), который становится АНТ лишь в том случае, когда овладевает навыками письма и вступает в фазу сознательно‐ го использования этих навыков. В случае, когда УК выполняет задание учителя (УЧ), не правомерно говорить о возможности смены коммуника‐ тивных ролей, т. к. использование УК азбуки представляет собой лишь выполнение задания, т. е. соблюдение и нарушение буквенного кода, след‐ ствием чего является вывод о выполнении или невыполнении поставлен‐ ной учителем обучающей задачи. 2) С другой стороны, А. как последовательность букв алфавита является особым кодом, который должен усвоить АТ для перехода в иную систему обмена информацией. Однако нельзя не учитывать следующий факт: А. не использует письменный вербальный код на первой ступени коммуни‐ кации, поскольку опирается на единицу письма ‐ букву, а не на единицу речи – высказывание. Рассмотрим это на примере «Азбуки» («А.») Л. Н. Толстого. Книга разделена на 4 части. В статье речь сначала пойдет только о главе I части 1, т. к. именно она представляет интерес с точки зрений рассмотрения особенностей кода, а также выявления специфики комму‐ никативного акта (КА) "УЧ ‐ УК" при использовании текста А. Важно под‐ черкнуть, что в данном случае КА состоит из АНТ, АТ и объекта коммуни‐ кации, т.е. третьего элемента, который, не являясь субъектом отношений, так или иначе выполняет активную функцию, являясь информационным базисом, различным при использовании адресантом и адресатом. Для УК буквы – это «пустышки», картинки, лишенные смыслового наполнения. В комментариях Толстой пишет: «Умѣнье читать и писать состоитъ изъ 1) Умѣнья отличать одну букву отъ другой и изображать буквы, 2) Умѣнья соединять буквы въ слоги и разлагать слоги на буквы, 3) Умѣнья соединять слоги въ слова и разлагать слова на слоги и 4) Умѣнья въ словахъ правильно произносить и писать тѣ буквы, ко- торыя пишутся не такъ, какъ произносят» [1, с.168]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=