Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
126 Алексей Александрович ничего не хотел думать о поведении и чувствах своей жены, и действительно он об этом ничего не думал (О чувствах и по‐ ведении Каренина на тот момент, когда он узнал об измене жены). Надо отметить, что глагол мыслительной деятельности «думать», а также однокоренные с ним слова встречаются более 680 раз на страни‐ цах произведения. При этом он практически во всех случаях употребляет‐ ся в своем прямом значении. Остальные глаголы мыслительной деятель‐ ности встречаются гораздо реже, однако чаще всего они находятся в тес‐ ной связи с синонимичными им группами, такими, как «полагать», «счи‐ тать», «соображать», то есть думать о чем‐либо. Более того, автор, упот‐ ребляя данные глаголы на протяжении короткого отрезка текста, часто акцентирует внимание именно на важности данного факта, важного само‐ го акта мышления. Чаще всего глаголы мыслительной деятельности, по нашим подсчетам, встречаются при описании состояния, поведения Каре‐ нина, в результате формируется определенное восприятие данного персо‐ нажа, который больше погружен в мысли, чем иные герои произведения, менее эмоционален, более рассудителен. Соответственно, чаще «думает», «мыслит», «размышляет», то есть в большинстве его поступков лежит ра‐ циональное зерно, а не чувства. Таким образом, необходимо отметить следующее: Л. Н. Толстой стре‐ мится к четкости и точности в передаче мысли и в описании состояния ге‐ роев, однако данный языковой аскетизм выступает у него не недостатком, но достоинством, когда он детально и планомерно раскрывает перед чи‐ тателем тот или иной аспект поведения персонажа, раскрывает какую‐то грань события или характера своих героев. Литература 1. Толстой, Л. Н. Анна Каренина / Л. Н. Толстой.– М.: Худож. лит., 1985. 2. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л. Г. Бабенко. – М.: АСТ‐ПРЕСС, 1999.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=