Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

125 Е. А. Доронина, магистрант II курса очной формы обучения факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – Н. А. Красовская НЕКОТОРЫЕ ГЛАГОЛЫМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Л. Н. Толстой по праву находится на пьедестале мировой классической литературы. По его произведениям снято огромное количество фильмов, он переведен на многие языка мира. Международные исследователи лите‐ ратуры и лингвисты обращают самое непосредственное внимание на про‐ изведения великого писателя. «Анна Каренина» – одна из наиболее глубо‐ ких работ автора. Она уникальна не только мыслями писателя, но и удиви‐ тельным, зачастую неповторимым стилем. Вообще, язык Л. Н. Толстого продолжает таить в себе немало чудесных находок и открытий, поэтому неудивительно, что «Анна Каренина» привлекает лингвистов, которые стремятся изучить языковое наследие великого писателя. При этом необ‐ ходимо отметить тот факт, что глагольная лексика, выражающая интел‐ лектуальную деятельность и встречающаяся на страницах романов Л. Н. Толстого, изучена довольно слабо. Как мы знаем, что способность человека мыслить обозначают в своем непереходном употреблении глаголы «мыслить», «думать», «подумать», то есть глаголы мышления [2; 322]. Типовая семантика этих глаголов «рас‐ суждать, строить умозаключения как высшую форму отражения действи‐ тельности»[2; 126]. В зависимости от того, акцентируют ли эти глаголы ненаправленное или направленное на объект мышление, они подразделяются на целена‐ правленные и нецеленаправленные. В анализируемом нами произведе‐ нии, по нашим данным, преобладают глаголы, обозначающие целенаправ‐ ленное мышление. Это, прежде всего, глаголы «думать», «подумать» и др. Остановимся на конкретных примерах: Он не мог лечь, чувствуя, что ему прежде необходимо об ь вновь возникшее обстоятельс во (Об Алексее Александровиче Каренином). Он стал думать о ней, о том, что она думает и чувствует (О Каренине). – Я должен обдумать, решить и отбросить, – проговорил он вслух (Мысли Каренина после того, как он узнал, что общество в чем‐то подоз‐ ревает Анну, которой он сам доверяет). Но он не сделал ни того, ни другого, а пр должал жить, мыслить и чувс вовать и даже в это самое время женился и испытал много радо- стей и был счастлив, когда не думал о значении своей жизни (О Левине).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=