Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
121 его за плечо и начала руками, лицом и всем телом делать ему быстрые знаки» ; «Немая крикнула, чтоб обратить на себя его внимание. Показала голову и руку, что значило: бритая голова, чеченец ». Писатель использует жесты и другие средства невербальной коммуникации и дает их толкова‐ ние, поэтому в таких текстовых фрагментах частотны метатекстовые пре‐ дикаты – лексемы значить/обозначать/означать . В следующем фраг‐ менте позицию чужой речи в конструкции с прямой речью занимает именно толкование жестов, а сама жестикуляция изображена в так назы‐ ваемом авторском вводе: «Любит! – показывала она, прижимая руку к гру- ди , целуя свою руку и будто обнимая что-то ». На основе проанализированного нами материала можно сделать вы‐ вод, что наиболее значимой сферой употребления паракинемы рука в по‐ вести «Казаки» являются репродуктивно‐повествовательные текстовые фрагменты, которые изображают жесты, репрезентирующие чувства и эмоции героев. Таким образом, основным способом выражения эмотив‐ ных персонажных смыслов в повести Л. Н. Толстого становится изображе‐ ние паралингвистических средств коммуникации. Литература 1. Гетьманенко, Н. И. Невербальные средства общения: трудности пе‐ ревода в иной культурной среде / Н. И. Гетьманенко // Гуманитарный век‐ тор. Сер.: Философия и культурология.– 2013.– № 2.– С. 125–131. 2. Николаева, Т. М. Паралингвистика / Т. М. Николаева // Лингвисти‐ ческий энцикл. слов.; Гл. ред. В. Н. Ярцева.– М.: Сов. энцикл., 1990. 3. Падучева, Е. В. Динамические модели в семантике лексики // Е. В. Па‐ дучева.– М.: Яз. славянской культуры, 2004. 4. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии // А. Т. Хроленко. – М.: ФЛИНТА, 2013. 5. Levis, D. The secret language of Success: Using Body Language To Get What You Want / D. Levis.– L., N.Y.: Bantam Press, 1989.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=