Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
120 Шесть контекстов употребления паркинемы рука в тексте повести Л. Н. Толстого связаны с использованием сопроводительных жестов. Их можно отнести к группе указательных жестов: «Ай, ай, коп абрек! – говори‐ ли они жалобно, указывая руками по тому направлению, куда ехали казаки». В следующем контексте изображен жест, сопровождающий вербально вы‐ раженную просьбу: «… Дай семечек,– прибавил он, протягивая руку» . Самой частотной сферой употребления паракинемы рука в повести являются контексты, изображающие жесты, которые репрезентируют чувства и эмоции (восемнадцать единиц употребления). Данные жесты можно отнести к группе жестов‐адапторов, которые обычно сопровожда‐ ют человеческие чувства и эмоции. «Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми при‐ знаками переживаний тех или иных эмоций» [5, с. 251]. Лексема рука , как правило, используется в синтаксически зависимой позиции – в функции дополнения при глаголах активного действия, в семиотике которых «ин‐ корпорирован участник» [3, с. 57], в нашем случае – рука . Сочетания с гла‐ голами совершенного вида в форме прошедшего времени изображают динамические ситуации и имплицитно выражают коннотации широкого спектра – от симпатии и любви до раздражения и нервного возбуждения: ср., например, синтагмы: схватил ее за обе руки, ухватил его за руку, тве- ла его от себя рукой, вдруг обхватила ее обеими руками, растерялся и взял ее за обе руки, он вырвал у нее руку . В повести изображаются ситуации речевого взаимодействия персо‐ нажей, важными смысловыми компонентами которых становятся ответ‐ ные реакции на жесты. Рассмотрим контекст: «… Что хочешь надо мной делай,– вдруг сказал он, злобно хмурясь, и схватил ее за обе руки . Марьяна е изменила спокойного выражен я лица и голоса . – Ты не куражься, Лу‐ кашка, а слушай ты мои слова, – отвечала она , не вырывая рук, но отдаляя от себя казака ». Именно интенсивная жестикуляция Лукашки передает накал его чувств, Марьяна же не изменила спокойного выражения лица , что говорит о том, что девушка не испугана внезапным действием своего собеседника. Дальше Толстой пишет, что она не вырывала рук , но отдали- ла от себя собеседника, как бы обозначая границы личного пространства, но не протестуя против того, что он держит ее за руки. Таким образом, изображенный писателем обмен невербальными средствами коммуника‐ ции непротиворечиво свидетельствует о симпатии девушки к Лукашке. Проанализированная текстовая ситуация весьма характерна для художе‐ ственного дискурса Л. Н. Толстого – его герои «разговаривают» жестами, взглядами, выражениями лица. Отдельно можно выделить использование паракинемы рука для ре‐ презентации речи немого персонажа. В этих контекстах она используется для описания речевой коммуникации и для репрезентации определенных эмоций. Например: «Она внесла вязанку дров и бросила ее у печи. Потом подошла к брату с радостною улыбкой, сморщившею все ее лицо, тронула
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=