Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
119 Д. Ю. Лебедева, студент V курса очной формы обучения факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – Г. Н. Большакова ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «КАЗАКИ» Как известно, язык – основное средство коммуникации, однако для передачи информации используются не только языковые знаки, но и те‐ лесные: жесты, мимика, движения и т. д. Все это представляет собой опре‐ деленный вид сообщений, получивших название невербальных сообще‐ ний. «Невербальная коммуникация – пишет А. Т. Хроленко, – проявление смысловой сферы личности. Она представляет непосредственный канал передачи личностных смыслов» [4, с. 111]. Раздел языкознания, изучаю‐ щей невербальные средства, передающие совместно с вербальными смы‐ словую информацию в составе речевого сообщения, называется паралин‐ гвистикой [2, с. 275]. В сфере художественной коммуникации, в частности – в нарративных текстах, автор (отправитель сообщения) с помощью вер‐ бальных средств описывает невербальную составляющую персонажного дискурса. А. Т. Хроленко предложил использовать термин паракинема для обозначения одной из единиц параязыка письменной речи. Под параки- немой понимается слово или группа слов, описывающих жест, мимику, пантомимику [4, с. 126]. Целью нашего исследования является изучение и описание системы средств и способов изображения невербальной коммуникации в художе‐ ственных текстах Л. Н. Толстого. В данной статье мы рассматриваем упот‐ ребление паракинемы рука в повести «Казаки». Нами условно выделено три основных сферы употребления данной паракинемы: • жесты приветствия и прощания; • сопроводительные жесты; • жесты, репрезентирующие чувства или эмоции. Рассмотрим предложенную классификацию на примерах. Из семидеся‐ ти шести выделенных контекстов употребления лексемы рука и производ‐ ных однокоренных слов, шесть употреблений используются для изображе‐ ния жеста приветствия или прощания, заключающегося в рукопожатии. Например: «Дядя Ерошка поклонился образам, расправил бороду и, подойдя к Оленину, подал ему свою черную толстую руку»; «Старик встал и подал ему руку ; он пожал ее и хотел идти»; « – А, Белецкий! – отозвался Оленин, протягивая руку . – Как вы так рано?» По типологии, предложенной Дэвидом Льюисом, такие жесты относятся к группе жестов‐регуляторов, которые играют важную роль в начале и конце беседы. Самым распростра‐ ненным жестом‐регулятором является рукопожатие [1, с. 127].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=