Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
117 сомневаться персонажей в текущих ценностях и указывают им на возмож‐ ность дальнейшего развития. Мир героинь, имеющих свое воздействие на Болконского и, соответ‐ ственно, Монтэга, противоположен миру большинства, в котором развора‐ чиваются действия произведений. Таким «большинством» показана знать, к которой относится Болконский и которая ему неприятна, и окружение Монтэга. Оба произведения изображают также стремление людей спрятаться от истинных проблем, нежелание искать реальное их решение, огородив‐ шись собственным комфортным «мирком» – таковым, отчасти, предстает салон Анны Шерер, собирающий кружок из лучших представителей дво‐ рянства; в «451° по Фаренгейту» техника настолько заменяет живых лю‐ дей, что жена Гая Монтэга, Мильдред, проводит в гостиной большую часть времени с иллюзорными «родственниками», существующими в огромных экранах‐стенах. Подобная помпезность и иллюзорность не позволяет большей части людей увидеть и узнать то, что происходит на самом деле; это касается и войны, в том числе. Тема войны является одной из главных в романе Л. Толстого; не обходит ее стороной и повесть Брэдбери. В тол‐ стовском произведении война предстает разным явлением в глазах зна‐ ти/правительства и народа. Если для первых военное действие – дело чес‐ толюбия и личной выгоды, то для вторых это дело защиты родины от на‐ полеоновских захватчиков; к народу примыкают положительные герои – представители дворянства (Болконский, Петя Ростов, Пьер Безухов). Исто‐ рия любой войны – это история движения всего человечества, имеющего своей основой народ, могучую неудержимую силу. Также война в «Войне и мире» ‐ неизбежное «страшное дело» и «страшная необходимость», во‐ влекающая в себя массы ради исхода, от которого зависит «вопрос жизни и смерти человечества», и, тем не менее, осуждаемая , как любое «против‐ ное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». В по‐ вести Брэдбери кульминация – военные действия против города, приво‐ дящие к последующему его уничтожению, а также к воспоминанию об ис‐ тиной сущности человечества и о том, к чему приводило незнание и наме‐ ренное игнорирование людьми ошибок прошлого, включая войну. «Когда‐ нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда‐либо была, могилу и на‐ веки похороним в ней войну,» – такую надежду изъявляет один из персо‐ нажей в конце повести. Таким образом, при несколько различном подходе к военной теме Толстого и Брэдбери одно из основных посланий художе‐ ственных текстов – война как действие абсолютно противоположное че‐ ловеческой сущности. Подводя итог, можно говорить о том, что часть тем и проблем, рас‐ сматриваемых Л. Толстым и Р. Брэдбери в их произведениях, во многом пересекаются или повторяются, так как относятся к числу «вечных» и не потеряли актуальности на сегодняшний день. Более того, можно утвер‐
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=